Каменный мост

Время прочтения: мин.

г. Калуга, ул. Пушкина

GPS: 54.509761 , 36.247283

Считается, что Каменный мост через Березуйский овраг возвели в 1770-е годы. Это один из самых старых и красивых мостов России: его мощная конструкция держится на 15 каменных арках, высота достигает 23,5 метра.

История

Каменный мост через Березуйский овраг — один из красивейших и старейших виадуков в России. Это сооружение восхищает лаконичной простотой архитектурных форм, а мощные арки напоминают ценителям старины о традициях строительства древнеримских акведуков.



Каменный мост в Калуге 2020 г.

Проектирование моста

Автором проекта выступил ученик Дмитрия Васильевича Ухтомского архитектор Петр Романович Никитин, создавший многие знаменитые административные и общественные здания в разных городах России. Разрабатывая генеральный план и проектируя застройку Калуги, Никитин стремился превратить ее в образцовый город русского классицизма, и большой каменный мост должен был стать одной из архитектурных доминант. Его мощная конструкция, основывающаяся на 15 каменных арках, в высоту достигала 23,5, в ширину — 11 и в длину — 122 метра.



Каменный мост в Калуге 2016 г.

Каменный мост в Калуге 1912 – 1917 гг.

Споры о дате постройки моста

Считается, что мост возвели в 1770-е годы, когда открылось Калужское наместничество, но точная дата его постройки по сей день неизвестна. Советский историк Мария Васильевна Фехнер полагала, что строительства моста началось до того, как утвердили генеральный план города в 1777 году, и завершилось к 1780 году. 



Однако современные исследователи обращают внимание на документы, в которых упоминается существование моста до этого времени. В описании, датированном 1777 годом, говорится, что в городе есть небольшая речка Березуйка, через которую завершается возведение высокого каменного моста. В более поздних источниках также есть сведения, что строительство было закончено в 1779 году.

Памятный обелиск

Рядом с мостом установили памятный обелиск в честь основания Калужского наместничества. На нем представлены гербы всех городов наместничества с указанием расстояния от каждого из них до губернского центра. По обе стороны от моста построили четыре симметричные низкие здания, обращенные глухими стенами в сторону оврага. В каждом из них было по семь лавок.



Обелиск калужского наместничества

Транспортная артерия и смотровая площадка

В 1840-е годы в ходе ремонта моста разобрали здания с торговыми лавками. В 1870-е годы требовалось капитальное «исправление» моста, однако необходимую на это сумму найти не смогли и решили закрыть по нему проезд. Первый основательный ремонт провели лишь в 1910 году, когда деревянный настил заменили на железобетонное покрытие. Сейчас отреставрированный мост — не только оживленная транспортная артерия, но и прекрасная смотровая площадка, откуда открывается панорама на Оку и историческую часть города.




Каменный мост в Калуге 2016 г.

Похожие места

Веребьинский мост

Одним из самых сложных инженерных сооружений на магистрали был девятипролетный деревянный мост через Веребьинский овраг. Спроектированная инженером Дмитрием Журавским железнодорожная переправа стала самой длинной на тот момент в России

Александровский (Сызранский) железнодорожный мост

В 1876 году в Сызрани построили первый железнодорожный мост через Волгу. До него составы через Волгу переправляли на паромах, зимой рельсы укладывали прямо на лед. 

Набережная реки Китой — место прогулок и встреч горожан

Набережная Китоя — один из красивейших уголков Ангарска. Идея благоустройства пространства возникла после сильного наводнения. Берег укрепили и провели работы по озеленению. В сентябре 2019 года преображенное место торжественно открыли.

Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!