Морской вокзал города Сочи

Время прочтения: мин.

г. Сочи, ул. Войкова, д. 1

GPS: 43.580843 , 39.718615

Город у моря немыслим без набережных, причалов, прогулочных катеров и круизных лайнеров. Всем этим в полной мере обладает Сочи. Морской вокзал Сочи — памятник федерального значения, любимый не только туристами, но и местными жителями.

Первые деревянные причалы Сочи (на тот момент — пост Даховский) возводили еще в 1872 году. Из-за частого морского волнения причалы были мобильные — в плохую погоду их можно было вытянуть на берег. В конце XIX века по инициативе Русского общества пароходства и торговли в Сочи построили первый порт и причал на сваях. Увы, постоянные штормы довольно быстро повредили их. Лишь в 1930-е годы начали строить новый современный морской порт Сочи. Чтобы защитить его от морского натиска, возвели волнолом длиной более полукилометра.

Морской вокзал в Сочи. Вид на мелководный причал. 1958–1960 гг.

Порт для всесоюзного курорта

Строительство порта прекратили из-за начала Великой Отечественной войны. Возобновить работы удалось только в 1950-е годы. В этот период Сочи уже стал всесоюзным курортом и местом, где отдыхали представители власти, на железнодорожной станции возвели огромный вокзал в стиле сталинского ампира, росли великолепные здания санаториев, и новому морскому порту предстояло вписаться в этот ландшафт.



Фонтан морского вокзала в Сочи. 1962 г. Автор фото – С.М. Ермаков

Авторами проекта нового морского порта стали архитекторы Каро Семенович Алабян и Леонид Борисович Карлик. Чтобы построить здание, в землю пришлось вбить более тысячи свай. Легкости и воздушности пространства удалось добиться благодаря внутренним дворикам с фонтанами, вписанными в общую композицию, а также длинной двухэтажной галерее, украшенной анфиладой мраморных колонн, откуда открывается вид на море. Морская тематика в оформлении порта выражается в фонтанах в виде гигантских раковин, в которых сидят дети с рыбами в руках.

Скульптура «Владычица морей» в Сочи

Символизм в архитектуре здания

Целостность композиции придает башня со шпилем высотой 74 метра, напоминающая здание адмиралтейства в Санкт-Петербурге. На каждом из трех ярусов расположены тематические скульптуры: на первом — женские фигуры — аллегории времен года, на втором — мужские фигуры, олицетворяющие стороны света, а на третьем ярусе размещены фигуры дельфинов. Кораблям, покидающим морской порт Сочи, напутствует скульптура «Владычица морей» (иногда ее называют «Навигация») в сквере напротив порта, где она торжественно восседает в огромной чаше фонтана и одной рукой словно успокаивает бурные воды моря, а в другой руке держит корабль и лоцию.

Скульптурная композиция «Бриллиантовая рука» в Сочи

Неподалеку от здания Морского вокзала в 2010 году установили скульптурную композицию «Семен Семенович Горбунков с семьей» — в память о сьемках фильма «Бриллиантовая рука» (режиссер Леонид Гайдай, 1968) и памятник контрабандистам — героям того же фильма.



Похожие места

Историческая справка по истории железнодорожной станции Гагарин и вокзала

Железная дорога была запланирована в обход Гжатска, но местные купцы понимали её пользу для города и добились изменения маршрута. Новый вокзал стал не только экономическим, но и культурным центром города, местом притяжения светской публики.

Беломорско-Балтийский канал. Повенчанская лестница

Семь шлюзов поднимают корабли и образуют так называемую лестницу, где и начинается Беломорско-Балтийский канал — важнейший водный путь от Белого моря до Балтики.

Дом гражданского губернатора

Дом гражданского губернатора — типичный каменный двухэтажный дом с антресолями, построенный в 1811 году. После революции в здании разместились новые органы власти. Внутри шли заседания, а у стен — манифестации.

Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!