Порт города Серпухова

Время прочтения: мин.

г. Серпухов, Краснофлотский пер., д. 5

GPS: 54.897526 , 37.399623

Порт Серпухова родился из маленькой пристани, возведенной в XIX веке для строительства моста через Обь. Купец Ципулин организовал пароходные перевозки по реке, после чего в Серпухове построили порт.

История

Речное судоходство сыграло важную роль в истории и экономике Серпухова. Городской порт расположен на реке Наре недалеко от Введенского женского монастыря.

Пристань Ока

В 1867 году в ходе строительства железнодорожной ветки Серпухов — Тула пришлось построить железнодорожный мост через Оку. Для транспортировки к месту строительства металлических конструкций, изготовленных в Коломне, на Оке была построена первая в городе пристань, которая так и называлась — пристань Ока.


Пароходство на Оке. 1903–1910 гг.

Пароходы Ивана Ципулина

В конце XIX века, благодаря известному калужскому купцу и благотворителю Ивану Козьмичу Ципулину, в Серпухове появился настоящий порт. В 1872 году Ципулин организовал пассажирское и буксирное судоходство по Оке от Калуги до Серпухова, а в 1873 году — от Калуги до Каширы. К началу XX века в пароходстве Ципулина было семь судов — четыре пассажирских и три буксирных. Порт Серпухова был востребован и быстро развивался. Многие грузы, поступавшие в город по Оке, затем отправлялись в Москву и другие города по железной дороге. Большой популярностью пользовались и пассажирские суда.


Открытие станции «ОКА». 1909–1910 гг.

Речное пароходство на Оке

В 1919 году пароходство Ципулина было национализировано, флот Верхней Оки вместе с портом Серпухова вошел в систему Московско-Окского управления речного транспорта. В 1931 году в этой системе было выделено Верхне-Окское районное управление, в 1936 году на его базе было создано четыре самостоятельных подразделения: пристань Серпухов, пристань Калуга, судоремонтные мастерские и технический участок.

Пришвартованный пароход «Алексин» на реке Оке у Серпухова. 1929–1955 гг.

Недалеко от пароходной пристани И.К. Ципулина в Калуге. 1911–1913 гг.

Расцвет речного пассажирского пароходства в Серпухове приходится на 1960–1970-е годы. Были закуплены новые пассажирские суда, в том числе скоростные теплоходы типа «Заря». Большой популярностью пользовались маршруты Серпухов — Коломна, Серпухов — Калуга, Серпухов — Алексин и другие. Дачники особенно полюбили скоростную «Зарю», на которой можно было быстро добраться из Серпухова до своего дачного участка, заехать в Поленово или Тарусу и просто покататься по Оке. В 2021 году речные прогулки были приостановлены. Сохранились лишь рейсы по маршруту Серпухов — Сады.

Пассажирский параход «Алексин» дореволюционной постройки национализированный на Верхней Оке

Грузовые суда перевозили через Серпухов гравий и щебень с Верхней Оки на такие значимые строительные объекты, как Металлургический завод города Ступино, Каширская ГРЭС и другие.

Порт и Яхт-клуб в Серпухове

Порт Серпухов

В 1975 году Верхне-Окский участок был переименован в порт Серпухов Московского речного пароходства. Сегодня порт не только осуществляет пассажирские и грузовые перевозки, но и ведет добычу и поставку минерально-строительных материалов предприятиям Московской, Калужской и Тульской областей. В порту есть собственная современная лаборатория для оценки качества песка и гравия. В 2010 году на базе порта был создан яхт-клуб «Серпухов».



Похожие места

Завод имени Я. М. Свердлова и ГосНИИ «Кристалл»

В 1915 году в Дзержинске построили завод по производству боеприпасов, который при большевиках получил имя Свердлова. Завод служил не только для военных, но и для мирных целей.

Угличская гидроэлектростанция

Главная промышленная достопримечательность города — одна из старейших гидроэлектростанций в стране. 

Маловишерский стекольный завод

Стекольный завод, работающий сейчас одним из градообразующих предприятий Малой Вишеры, основали в братья Павел и Михаил Курженковы

Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!