Строительство и открытие Камского автомобильного завода

Уникальный завод мирового уровня предопределил бурный рост Набережных Челнов и индустриальный статус города. «КАМАЗ» производит по праву одну из лучших грузовых и строительных техник, а название давно стало нарицательным.

Как автогигант превратил город в крупный промышленный центр

Набережные Челны — центр машиностроения международного уровня. Такой статус был бы невозможен без усилий руководства страны, решившего разместить в городе комплекс заводов по производству автомобилей большой грузоподъемности — от восьми до 20 тонн на базе дизельного двигателя. Преимущество такого двигателя в высоком коэффициенте полезного действия и экономичности. Сначала конструкцию грузовика предполагали купить у ведущих западных компаний, но в условиях холодной войны те отказались сотрудничать с СССР, и рассчитывать пришлось на свои силы.

Монтаж корпуса ПРЗ

Наличие транспортных развязок и гидроэлектростанции сыграло решающую роль в том, чтобы Набережные Челны стали местом, где решили построить автогигант. Они помогали строительству, обеспечивали производство необходимыми материалами и электроэнергией, а также способствовали быстрой и удобной отгрузке готовой продукции. На строительство Камского автомобильного завода («КАМАЗ») приехали представители более 70 национальностей, в основном молодые специалисты, комсомольцы.



Первый ковш земли на строительстве завода вырыли 13 декабря 1969 года, а первый автомобиль «КАМАЗ» сошел с конвейера 16 февраля 1976 года. Возводили корпуса новых автомобильных заводов и жилье для прибывающих в город специалистов. Если в 1960-е годы в Набережных Челнах проживало около 30 тысяч жителей, то сегодня — более полумиллиона человек. Благодаря «КАМАЗу» тысячи людей получили благоустроенные квартиры, а в городе образовался мощный производственный и научный кластер. В Набережных Челнах построили больницы, центры спорта и досуга, детские сады и школы.


Монтаж оборудования Завода двигателей

Выпуск первого грузовика КАМАЗ

«КАМАЗ» сегодня

Сегодня производственное объединение «КАМАЗ» не имеет аналогов в мире. Здесь собраны все технологические процессы, предусмотренные в машиностроении: делают отливки и штамповки, детали из высокопрочных пластмасс, инструмент для машиностроительных цехов, выпускают дизельные двигатели и собирают полностью готовые к работе автомобили. В комплекс входят 19 заводов, 13 из которых размещены в Набережных Челнах.


Модификации первого поколения «КАМАЗов» были рассчитаны на езду по бездорожью и учитывали все виды автомобильных перевозок, а второе и третье поколение технически доработано и укомплектовано отечественными турбодизелями. На базе шасси «КАМАЗа» созданы специальные машины различного назначения, в том числе для военных нужд, например унифицированное семейство армейских автомобилей «Мустанг». Выпускаются тут также автобусы, электробусы, тракторы, комбайны. С 1990-х годов завод производит спортивные грузовики «КАМАЗ», участвующие в международных ралли-марафонах. Около трети машин экспортируется. С 1994 по 2006 год в Набережных Челнах работал завод, производивший малолитражные автомобили «Ока».

Памятник народной дружбе

В память о стройке ударная краснознаменная бригада водителей землеройных машин установила памятник первопроходцам-строителям «КАМАЗа».

Руководил бригадой, в которую входили представители 20 национальностей, будущий Герой Социалистического Труда, заслуженный строитель ТАССР, кавалер двух орденов Ленина, почетный гражданин города Набережные Челны Умат-Гирей Камбулатович Наурбиев.

Умат-Гирей Камбулатович Наурбиев

Памятник первопроходцам-строителям «КАМАЗа»

В ночь на 16 февраля 1976 года на пустыре, выходившем к Первой автодороге, члены бригады насыпали земляной курган. На его вершине установили отслужившую свой век технику — скрепер и бульдозер. Сверху водрузили красный флаг, а на склоне силикатным кирпичом выложили надпись «Слава строителям КАМАЗа!». Позднее территорию вокруг кургана засадили цветами, а к кургану проложили дорожку. Сегодня это памятник молодости, дружбе и всесоюзной стройке.



Похожие истории

Рыбинск — город со многими именами

За многовековую историю Рыбинск застал несколько попыток дать ему другое название — переименовывали его не менее пяти раз. Только в советское время город успел побывать Рыбинском, Щербаковом и Андроповом.

Коммунальная улица. Пространство купеческой архитектуры

Коммунальной улице присвоен статус историко-культурного памятника. Ее архитектурный ансамбль сложился в XIX веке и состоит преимущественно из гражданской дворянско-купеческой застройки.

Природа, подчиненная архитектору: образцовые проекты русского классицизма и архитектура военных поселений

Система образцового проектирования достигла в России XVIII и первой трети XIX столетий