Сызранская икона

Время прочтения: мин.

Сызранская икона впитала черты, характерные для всех старообрядческих иконописных школ. В 1930-х годах иконописцев репрессировали, «сызранская манера» пресекалась. Возрождение ее началось в постсоветскую эпоху.

История

С 2022 года в Сызрани существует музей местной иконы, в котором представлены артефакты из собрания Александра Михайловича Макарова, одного из крупнейших современных отечественных коллекционеров произведений этого вида живописи.


Монахи на открытие музея Сызранской школы иконописи. 2022 г.

Судя по всему, в эти места старообрядцы явились с уже в основном сложившейся иконописной традицией, которая, однако, со временем обрела некоторое своеобразие. «Сызранская манера» — одна из пяти крупных школ в старообрядческой иконописи, влияние которой распространялось на всю Среднюю Волгу. Мастера делились секретами с учениками, которых воспитывали с детства, передавая им почитание символов веры и изобразительные каноны.

Старообрядцы. Владелец Сызранской иконописной мастерской Давид Васильевич Попов сидит над книгой по центру.

Как и все российские старообрядцы, сызранские староверческие богомазы исходили из того, что не они в XVII столетии откололись от православия, а, напротив, государственная церковь отпала от истинной веры, и потому их главная миссия — сохранить нарушенный «никонианами» византийский («греческий») и древнерусский каноны иконописи.

Сызранская икона впитала в себя черты, характерные для всех старообрядческих иконописных школ. В первую очередь это касается изобразительных приемов — использования древней темперной техники письма и вытянутого полуустава в надписях, а также общей композиции иконы, которая обязательно имела «ковчег» (прямоугольное углубление на лицевой поверхности), надписи или изображения на полях, «лузгу» (переход от полей к ковчегу) и т. д.


Артефакты из собрания Александра Михайловича Макарова. 2022 г.

К особенностям «сызранской манеры» можно отнести тщательную обработку кипарисной доски; выполненный плавью по золоту или серебру орнамент по широкой пологой лузге — чередование стилизованных ромашки, лепестка и трилистника; изображение патрональных святых и ангела-хранителя на полях; сочетание деревянной доски и врезного меднолитого креста.


Сызранские иконы. Вторая половина XVIII века. Автор фото — Мочалова Елена Георгиевна.

Сызранскую икону отличала яркая праздничная палитра, в то время как для старообрядческой иконы типичны темные лики. Ей свойствен изящный рисунок, четкость и лаконичность композиции, тончайшая каллиграфическая разработка одежд, филигранная техника миниатюры.


Артефакты из собрания Александра Михайловича Макарова. 2022 г.

История донесла до нас имена некоторых видных сызранских старообрядческих иконописцев XIX — начала ХХ века. Это владелец иконописной мастерской Давид Васильевич Попов, у которого прошла обучение целая плеяда мастеров-богомазов «греческого письма», братья Александр и Федор Бочкаревы, отец и сын Качаевы — Павел Семенович и Александр Павлович.

Из музея иконы

В конце 1920-х — начале 1930-х годов иконописцы были репрессированы и «сызранская манера» пресеклась. Возрождение этой традиции началось уже в постсоветские времена.



Похожие истории

Тарусская вышивка

Тарусская вышивка зародилась в Калужской области в древние времена, но в период революции уникальный промысел оказался под угрозой исчезновения. Она сохранилась благодаря двум энтузиасткам.

Муромское восстание 1918 года

Муромской восстание 1918 года было организовано антисоветским Союзом защиты Родины и Свободы под руководством Николая Сахарова. Главной целью восстания было возвращение власти Учредительного собрания.

Калужское тесто

У легендарного тульского пряника есть конкурент — калужское тесто, которому даже установлен памятник. Считается, что калужские купцы тщательно скрывали рецепт приготовления, чтобы не допустить конкуренции.

Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!