Трудовой подвиг льговчан в период Курской битвы

Время прочтения: мин.

Трудовой героизм жителей Льгова стал важным вкладом в победу Красной армии на Курской дуге. Горожане помогали восстановить городские коммуникации, необходимые для снабжения армии.

История

3 марта 1943 года войска Красной армии освободили Льгов. Однако после Харьковской операции, закончившейся неудачей для советских войск, фашисты вновь стали продвигаться на восток. Город оказался на Курской дуге, вокруг которой планировались основные боевые действия весны — лета 1943 года. Льгов стал одним из важнейших пунктов, через который шло снабжение частей Центрального фронта. 

Пехота на марше в Курской битве. 1943 г.

Между тем городские коммуникации находились в плохом состоянии. Они пострадали от действий советской авиации, артиллерии и партизанских диверсий. Фашисты, отступая, также постарались уничтожить все, что смогли. Итоги приближавшегося сражения за Курск зависели не только от стойкости и выучки солдат, но и от поставок техники, вооружений, боеприпасов и продовольствия. Жители Льгова ценой неимоверных усилий сумели восстановить льговский транспортный узел. 


Перевозка вооружения

В первую очередь требовалось отстроить соединяющий левобережную и правобережную части города мост через Сейм, причем сделать это следовало оперативно: наступавшая весна грозила скорым паводком. Проект моста военные инженеры создали за ночь, а в эксплуатацию его сдали через 19 дней. Общая длина конструкции составила более двухсот метров. Строительство вели военнослужащие 97-го инженерно-минного батальона и набранные из местного населения бригады — более 1,5 тысячи человек.


Разрушенный мост через реку Сейм

Очень много приходилось делать, используя технологии вековой давности. Металлические детали ковали шестьдесят кузнецов, бревна распиливали вручную, все нужное возили на 120 подводах, запряженных парами лошадей. Подъем воды на Сейме начался раньше, чем ожидалось. В результате часть работ пришлось вести в ледяной воде среди плывущего льда. При строительстве моста погибло 12 местных жителей. 


Восстановление железной дороги

Благодаря героизму строителей уже к концу марта 1943 года стало возможно свободно перемещать тяжелые грузы с одного берега Сейма на другой.


Отремонтированный мост через реку Сейм

В числе наиболее важных и срочных задач было и восстановление железнодорожного сообщения. Кроме 2 200 железнодорожников к этим работам привлекли тысячи местных жителей. Воссоздать предстояло многое — мосты, ремонтные мастерские, водокачки. Само железнодорожное полотно также приходилось переделывать, поскольку в период оккупации ширину рельсов изменили под немецкий стандарт.


Путевой разрушитель «Крюк»

В среднем за сутки удавалось восстановить 4,5 километра железнодорожных путей. Кое-где приходилось вместо паровозов использовать поставленные на рельсы машины, к которым цепляли вагоны. Наступившая из-за весенней распутицы пауза в боевых действиях позволила к началу решающих боев восстановить движение на важнейших участках. 


Восстановление железнодорожных путей

Похожие истории

Тамбовский (Татарский) вал

Тамбовский вал — часть оборонительного рубежа России XVII века. На сохранившихся участках обнаружены редкие виды растений и свидетельства земледельческого освоения региона задолго до его русской колонизации.

Осада Троице-Сергиевой лавры

Во времена Смуты Троице-Сергиев монастырь взял в осаду гетман Ян Сапега. В обители скрывалась и дочь царя Бориса Годунова. Стены несколько раз пытались взять штурмом, но защитники смогли отбить атаки.

Врученный Орску за заслуги орден Трудового Красного Знамени

В Орске располагается большое количество промышленных предприятий. Концентрация производств в Орске внесла свой вклад в Победу и послевоенное развитие СССР. Сегодня Орск носит звание «Город трудовой доблести».

Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!