Вологодские иконы

Время прочтения: мин.

Вологда издавна с входила в число крупнейших центров иконописи. В вологодском музее-заповеднике сегодня хранятся древнейшие русские иконы, старейшие из которых датируются XIV–XV веками

Историческая справка

Вологда издавна считалась городом с яркой православно-культурной средой и входила в число крупнейших центров иконописи.

Первые храмы появились на севере в XII столетии, но сведения об их художественном оформлении не сохранились. В XIII–XIV веках в иконописной культуре было сильно влияние новгородской и ростовской школ, что связано с колонизацией северных территорий двумя потоками, с запада и с юга.

 

Древнейшая из сохранившихся вологодская икона «Богоматерь Умиление Подкубенская», почитаемая с 1841 года как чудотворная, датируется XIV столетием. По исполнению и иконографии образа она тяготеет к ростовской художественной традиции XIV века, представляя собой вариант иконы Умиление, известной на Руси под названием Толгская. К уникальным образцам вологодской иконописи относится «Святая Троица Зырянская», имеющая надпись буквами зырянского алфавита (библейский текст о явлении Бога в виде трех мужей Аврааму). Ее появление связано с миссионерской деятельностью святителя Стефана Пермского в конце XIV столетия, крестившего зырян (коми) и создавшего зырянскую азбуку.

 

Икона Богоматерь Умиление Подкубенская. XIV в. Икона из Воскресенской Кубеноозерской церкви Вологодского уезда.

Влияние новгородской иконописной традиции нашло отражение в иконе первой половины XIV века «Богоматерь на престоле с предстоящими Николой и Климентом», представляющей редкий для ранних памятников древнерусской живописи сюжет. Своеобразна по исполнению и икона «Никола Зарайский» (краснофонный) с 14 житийными клеймами: по цветовой гамме она схожа с новгородской живописью конца XIV — начала XV столетия, но выделяется ясностью образов и диспропорцией в рисунке фигур. Особое место среди вологодских икон занимает «Косма и Дамиан, в житии» с 14 клеймами конца XIV века. По стилю, колориту произведения и динамической композиции клейм она напоминает творения псковских мастеров XIV–XV столетий.

 

Икона Никола Зарайский с житием

С конца XV века на вологодскую иконописную школу сильнейшее влияние оказывала Москва, что привнесло в произведения мастеров черты парадности. Среди наиболее выдающихся образцов живописи следует выделить иконы письма Дионисия Московского («Дмитрий Прилуцкий с житием», около 1503; «Успение Богоматери», 1499–1500) и деисусный чин из Покровского Глушицкого монастыря (первая четверть XVI столетия).

 

Икона Дмитрий Прилуцкий с житием

Перечисленные иконы входят в состав коллекции древнерусской живописи Вологодского государственного музея-заповедника.




Похожие истории

Абашевская игрушка. Изготовленная руками четырех династий

Мастерство создания абашевских игрушек-свистулек зародилось еще в XVI веке. Секрет передавался из поколения в поколение, а обучение мастеров начиналось с 8 лет. В Абашеве есть музей, где можно увидеть игрушки.

Муромские калачи

Муром издавна известен своими калачами в форме гири, созданными из тертого теста. Еще Екатерина II утвердила герб города с тремя калачами, отметив особую роль мучного изделия для города.

Золотое шитье и национальный костюм адыгов

Западный Кавказ — многонациональный регион, и в Сочи сегодня живут представители множества народностей. В разные годы территория входила в Боспорское царство, Римскую, Византийскую, Османскую и Российскую империи, и каждое из государств оставило свой культурный след.

Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!