Heading

Heading

Heading

Heading

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Suspendisse varius enim in eros elementum tristique. Duis cursus, mi quis viverra ornare, eros dolor interdum nulla, ut commodo diam libero vitae erat. Aenean faucibus nibh et justo cursus id rutrum lorem imperdiet. Nunc ut sem vitae risus tristique posuere.

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Suspendisse varius enim in eros elementum tristique. Duis cursus, mi quis viverra ornare, eros dolor interdum nulla, ut commodo diam libero vitae erat. Aenean faucibus nibh et justo cursus id rutrum lorem imperdiet. Nunc ut sem vitae risus tristique posue.

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Suspendisse varius enim in eros elementum tristique. Duis cursus, mi quis viverra ornare, eros dolor interdum nulla, ut commodo diam libero vitae erat. Aenean faucibus nibh et justo cursus id rutrum lorem imperdiet. Nunc ut sem vitae risus tristique posuere.

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Suspendisse varius enim in eros elementum tristique. Duis cursus, mi quis viverra ornare, eros dolor interdum nulla, ut commodo diam libero vitae erat. Aenean faucibus nibh et justo cursus id rutrum lorem imperdiet. Nunc ut sem vitae risus tristique posuere.

Санкт – Петербург — Царское село
РИЯ
ЗДАНИЯ
ной
дор

История

Санкт - Петербург — Царское село
1835
1837
СОЗДАНИЯ
первой
железной дороги
1835
1837
прокрутите  вниз,
чтобы посмотреть
из
Карта Петербургских железных дорог
санкт
петербурга

в  царское село

Карта Петербургских железных дорог
за 35 минут,
 «Сухопутный пароход» на колёсах
соединяя
пространство и время.
1835
1837
Суббота, 30 октября 1837 года

На перроне раздаётся пронзительный свист паровоза.
Так звучит будущее. Незнакомый и непонятный для обычных людей, волнительный для первых пассажиров, этот звук стал символом новой транспортной эпохи в России. Открыта первая железная дорога общего пользования.

Соединив Санкт-Петербург, Царское Село и Павловск, она стала самой северной магистралью в мире. Строительство заняло полтора года и обошлось в 5 млн рублей.

Реализацией масштабного проекта руководило Акционерное общество Царскосельской железной дороги, созданное при поддержке императора Николая I. Несмотря на скепсис общественности, предприятие полностью оправдало и окупило себя. Первая железная дорога принесла государству коммерческий успех и дала мощный импульс к развитию транспорта и промышленности в стране.

Паровой двигатель появился в стране в начале 1830-х годов.
1835
Карта Петербургских железных дорог
Устав Царскосельской железной дорогиЦарскосельский вокзал в Санкт - Петербург
1837 г.
1835
1837

     Как всё
началось

Первые аналоги железных дорог появились в России в конце XVIII века. Они работали на конно-рельсовой тяге и перевозили грузы внутри предприятий, а рельсы для них делали из чугуна и дерева.

Паровой двигатель появился в стране в начале 1830-х годов. Его создали инженеры из народа, крепостные механики Ефим и Мирон Черепановы. Они построили свой знаменитый «сухопутный пароход» на колёсах, а позже проложили чугунную дорогу длиной 854 метра в Нижнем Тагиле от Меднорудянского рудника до Выйского завода. Её запустили в 1834 году, за несколько лет до открытия Царскосельской железной дороги.

Черепанов Ефим Алексеевич
Черепанов Ефим Алексеевич
1774 — 1842 гг.
Черепанов Мирон Ефимович
Черепанов Мирон Ефимович
1803 — 1849 гг.

Российская империя, передовая держава, стремилась соответствовать мировому техническому прогрессу, но при этом шла своим путём. Строительство железных дорог стало логичным и необходимым этапом в развитии транспортной системы страны. Новое предприятие могло поддержать торговлю и промышленность, усилить транспортную доступность и почтовую связь внутри государства.

Чертеж первого русского паровоза Черепановых
1834 г.
Чертеж первого русского паровоза Черепановых
1834г.
ф.а. герстнер

Идейный вдохновитель Царскосельской железной дороги

Важная фигура в создании первой железной дороги в России — Франц Антон Герстнер, австрийский инженер-проектировщик чешского происхождения, профессор Венского и Пражского политехнических институтов.

Он родился в 1796 году, рос и учился в Праге. Его отец был профессором математики и привил  сыну интерес к техническим наукам.

В 1820-е годы молодой инженер заинтересовался новой зарождающейся отраслью — строительством железных дорог — и поехал изучать технологиив Англию, где уже началась стройка дороги Ливерпуль — Манчестер. Первый практический опыт Герстнер получил в 1824–1829 годах при создании дороги Ческе-Будеёвице — Линц, соединившей Австрию и Чехию.

1835
1837
Франц Антон Герстнер

Нет основания, чтобы Россия оставалась далее единственною страной, не пользующейся таким полезным средством сообщения, когда другие культурные страны уже затратили сотни миллионов на постройку железных дорог, большею частью выполненных на средства частных предпринимателей.

Франц Антон Герстнер

из записки Ф. А. Герстнера императору Николаю I

6 января 1835 г.
1835
1837
Император Николай I

Нет такой страны в мире, где железные дороги были бы более выгодны и даже необходимы, чем в России, так как они дают возможность сокращать большие расстояния путём увеличения скорости передвижения… Из Петербурга в Царское Село паровая повозка домчит в полчаса.Мы протянем железные дороги от Невы в Москву, Нижний, Варшаву, Таганрог. Мы соединим Балтику
с Каспийским морем. Из Петербурга магической силой паровВы домчитесь в три дня до Парижа… Мы победим пространство
и время.

Франц Антон Герстнер

из записки Ф. А. Герстнера императору Николаю I

6 января 1835 г.
1835
1837
О выгодах построения железной дороги

Для начала Герстнер предложил построить «опытный» участок железной дороги, а затем соединить Санкт-Петербург и Москву, с перспективой продолжить магистраль до Казани через Нижний Новгород и создать линию Москва — Одесса. Предложение венского инженера заинтересовало государя, и в феврале 1835 года был создан «Комитет об устройстве железных дорог в России».

1835
1837
1835
1837

     АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО ЦАРСКОСЕЛЬСКОЙ
ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

В декабре 1835 года положительное решение о строительстве было принято, оставалось найти средства. Для этого Герстнер предложил создать акционерное общество с капиталом
в 3 млн рублей, но по факту стройка обошлась ощутимо дороже — в 5 млн: это около 6 млрд рублей по современным меркам.

Устав
КП Б-1903. Первый устав
1835г.
Царскосельский вокзал в Санкт - Петербург
1837 г.
Царскосельский вокзал в Санкт - Петербург
1837г.

Председателем и главным акционером выступил граф А. А. Бобринский, акционером стал и сам Ф. А. Герстнер, а также Б. Б. Крамер и И. К. Плитт. К февралю 1836 года они собрали первые деньги, и стройка была запущена.

3
млн
льготы компании
01.

Освобождение от налогов и сборов.

02.

Разрешено приглашать для работы над проектом как российских, так и иностранных специалистов.

03.

Разрешено приглашать для работы над проектом как российских, так и иностранных специалистов.

1835
1837

Царскосельская
железная дорога
        в лицах

Император Николай I

МЕЛЬНИКОВ
ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ

(1804–1880)

Первый министр путей сообщения России (23 июня 1865 — 20 апреля 1869), инженер-майор, механик

В 1820-е годы молодой инженер заинтересовался новой зарождающейся отраслью — строительством железных дорог — и поехал изучать технологиив Англию, где уже началась стройка дороги Ливерпуль — Манчестер. Первый практический опыт Герстнер получил в 1824–1829 годах при создании дороги Ческе-Будеёвице — Линц, соединившей Австрию и Чехию.

1835
1837
Портрет П.П. Мельникова – инженера путей сообщения, профессора Института Корпуса инженеров путей сообщения, участника строительства Царскосельской железной дороги, автора проекта железной дороги Санкт-Петербург

ТОЛЬ
КАРЛ ФЁДОРОВИЧ

(1777–1842)

Граф, генерал-адъютант, генерал от инфантерии, член Государственного совета

Родился в Эстляндской губернии (Эстония), служил в русской армии, принимал активное участие во всех решающих сражениях Отечественной войны 1812 года, был адъютантом М. И. Кутузова. На момент создания Царскосельской железной дороги — Главноуправляющий путями сообщения и публичными зданиями Российской империи. Непосредственно принимал решение о строительстве первой рельсовой магистрали в стране.

1835
1837
Портрет К.Ф. Толя – главноуправляющего путями сообщения и публичными зданиями (01.10.1833 – 23.04.1842)

БОБРИНСКИЙ
АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ

(1800–1868)

Внук Екатерины II, крупнейший деятель сельского хозяйства, основоположник сахарной промышленности в России

Был образованным человеком, разбирался в математике, сельском хозяйстве, финансах, химии и механике. Активно поддерживал развитие железнодорожной отрасли и одним из первых принял предложении Ф. А. Герстнера о вступлении в Акционерное общество Царскосельской железной дороги, став его председателем. А его сын, В. А. Бобринский, возглавлял Министерство путей сообщения с 1869-го по 1871 год.

1835
1837
Портрет А.А. Бобринского – первого председателя Правления Акционерного общества Царскосельской железной дороги.
1836
Прибытие первого поезда
КП-1736
Установка тел. столбов.
Зарисовка из книги.
Строительство ЦСЖД. Укладка рельсов.
Зарисовка из книги
1835
1837

     Большая стройка

Строительство Царскосельской железной дороги началось 1 мая 1836 года.

Сначала осушили территорию по всему маршруту — особенности почвы и климата не позволяли сразу приступить к земляным работам. Наконец, 9 мая большая стройка началась!

Установка тел. столбов.
Зарисовка из книги.
Установка тел. столбов
Зарисовка из книги
Строительство ЦСЖД. Укладка рельсов.
Зарисовка из книги
Строительство ЦСЖД. Укладка рельсов
Зарисовка из книги
Прибытие первого поезда
КП-1736
Прибытие первого поезда
КП-1736
1835
1837

этапы строительства

Май 1836 года

Подготовительные работы,
осушение территории

На железной дороге работали в основном крестьяне — мастеровые, которые приходили в город на сезонные работы. На отдельных участках работали солдаты. Основные инструменты были простыми: лом, лопата, кирка и тачка

Забивка свай.
Зарисовка из книги
1837 г.
Забивка свай.
Зарисовка из книги
Май — сентябрь 1836 года

Создание насыпи под рельсы

Для укладки рельсов сначала делали насыпь. Землю брали с двух сторон трассы на расстоянии 100 метров и ближе, выкапывая в глубину не более чем на 2 метра. Эту землю очищали от пней, сучьев и камней, а затем укладывали толщиной около 50 см. Каждый последующий слой насыпали только после того, как просохнет предыдущий.

Август 1836 года — август 1837 года

Укладка рельсов
и техническое оснащение трассы

Земляные работы были завершены к середине сентября 1836 года. В конце августа приступили к укладке рельсов. Всю трассу разделили на 11 участков, на каждом трудились бригады из 30–40 человек.

Август 1836 года —  сентябрь 1837 года

Постройка мостов и станций

За работу на железной дороге хорошо платили. За одну обработанную кубическую сажень земли давали 3 рубля 80 копеек — приличная такса для того времени. На эти деньги можно было купить четыре пары сапог, 10 кг говядины или 150 кг ржаной муки.

За организацию процесса и безопасность отвечали 17 инженеров, 30 смотрителейи 30 охранников.

Строительство ЦСЖД. Укладка шпал.
Зарисовка из книги
Строительство ЦСЖД. Укладка шпал.
Зарисовка из книги
Интересный факт
Каждую субботу кассир компании выдавал в присутствии Герстнера десять премий общей суммой в 200 рублей серебром — за добросовестную работу и лучшие недельные показатели.
1835
1837

     стройка
в цифрах

18
месяцев

Длилось строительство

5
млн рублей

Было потрачено на строительство железной дороги  (около 6 млрд рублей
по современным меркам)

1938
тонн рельсов

Было уложено

1829
мм

Ширина коллеи

132
тонны

Чугунных подушек

72000
куб. саженей

Земляных работ было выполнено за 4 месяца

3000
рабочих

Сезонных рабочих трудились на стройке

43
моста

Были построены на трассе

1837
Музыкальный вокзал в Павловске. Холст, масло. Художник - Н.С. Самокиш.
Проворный. Зарисовка из книги 1836г.
1835
1837
Второй масштабный этап строительства
стартовал весной 1837 года

Сначала обновили насыпь, затем продолжили укладку рельсов, постройку станций, мостов и других технических элементов дороги. К сентябрю дорога была готова и начались первые пробные поездки на конной тяге.

Вокзалы Царскосельской железной дороги
1835 - 1837

Первый вокзал в Санкт-Петербурге начали строить в 1837 году на Загородном проспекте. Изначально это было двухэтажное деревянное здание, которое планировали использовать лишь первое время. Так и случилось: увеличение пассажиропотока требовало расширения площадей.

Новый каменный павильон под руководством архитектора К. А. Тона построили в 1849–1851 годах, с дальнейшей реконструкцией в 1870-е. В 1900–1904 годах по проекту архитектора С. А. Бржозовского на этом же месте был построен новый Царскосельский вокзал (ныне Витебский).

Фото:  билеты билеты I-го класса ЦСЖД. 1886 —1870 г

1835 - 1837
Билет для свободного проезда по Царскосельской железной дороге. 1886 г.Билет I-го класса от Санкт-Петербурга до Царского Села. 1870-е гг.

Работы по строительству Павловского вокзала начались 7 июля 1836 года, а к весне 1838 года он был построен. Роскошное здание стало не просто железнодорожной станцией, но и центром развлечений для широкой публики.

1835 - 1837

В Царском Селе здание вокзала было скромнее. Строительство длилось год — с октября 1836-го по октябрь 1837-го. Автором проекта выступил архитектор Гаспаре Фоссати.

Двухэтажное здание в стиле английской готики украсили четырёхугольная башня и боковые деревянные крылья. Вокзал перестраивался дважды, в 1850-е и в 1900-е годы.

1835 - 1837
Царскосельский вокзал в Санкт - Петербург
1837 г.
1835
1837

     Паровозы новой
дороги

Паровозы для Царскосельской дороги привезли из Бельгии и Англии, назвали их «Богатырь», «Проворный», «Стрела», «Орёл» и «Лев». Внешне все они были похожи и отличались только размерами и расположением отдельных частей.

Латунные билеты, применявшиеся  на ЦСЖД
до 1860 гг.
Латунные билеты,
применявшиеся  на ЦСЖД
до 1836 г.

Паровые машины состояли из двух цилиндров, котлы были оборудованы топкой и кипятильными трубами. У всех стальных коней было 3 пары колёс: передние «бегунковые», средние «движущие» и задние «поддерживающие». Мощность паровозов составляла 75–120 лошадиных сил, средняя скорость — 51 км/ч, местами — 60 км/ч.

Вагоны были разного класса. Самый комфортный был с мягкими сиденьями и крытым кузовом. Повозки с крышами называли шарабанами, без неё — вагонами.

51
км/ч
Проворный. Зарисовка из книги 1836г.
Проворный. Зарисовка из книги
1836 г.

Карета I класса («берлин») имела отделение на 8 мест, 3 отделения, всего 24 места. Карета II класса («дилижанс») — отделение на 10 мест, 4 отделения, всего 40 мест. Линейка III класса («шарабан», её крыша и стенки доходили до половины высоты кузова)
— отделение на 10 мест, 3 отделения, всего 30 мест.

Освещения и отопления в первые годы эксплуатации не было. Несмотря на неудобства, поездка по Царскосельской железной дороге считалась престижным досугом.

КП-2511. Модель паровоза Проворный
КП-2511. Модель паровоза Проворный
1836г.
Интересный факт
«Громкий и пронзительный паровозный свисток пугал пассажиров, поэтому его заменили музыкой.Перед дымовой трубой установили музыкальные автоматы, которые исполняли различные мелодии. Ручку органа крутил отдельный человек».
1835
1837

   Первая поездка

Октябрь 1837 года

Долгожданное открытие Царскосельской железной дороги состоялось 30 октября (11 ноября по новому стилю) 1837 года. Посмотреть на «стального коня, везущего сразу много-много карет» на Царскосельский вокзал в Санкт-Петербурге пришли горожане всех сословий.

Прибытие первого поезда
КП-1736
КП-1736. Прибытие первого поезда
1836г.

Пассажиры заняли свои места, ровно в 12 часов 30 минут паровоз дал торжественный пронзительный сигнал — и восемь вагонов с благородной публикой отправились в Царское Село.

Реакция общественности
1835 - 1837
Медаль, выпущенная в честь открытия Царскосельской железной дороги. Реплика. 1995 г.

Запуск железной дороги вызвал бурную реакцию в обществе. Одни не верили в успех нового проекта, другие приняли его с восторгом и воодушевлением. Прокатиться на поезде хотел каждый — от крестьянина до благородного господина.

О железной дороге говорили писатели и музыканты, офицеры, чиновники и простые люди. Первое время поездки на паровозе были скорее развлечением, чем реальной необходимостью.

1835 - 1837
Медаль, выпущенная в честь открытия Царскосельской железной дороги. Реплика. 1995 г.

Поездки по Царскосельской железной дороге идут с блистательным, превзошедшим всякие надежды и расчёты успехом… В последнюю неделю с одного воскресенья до другого включительно собрано около 50 000 руб. серебром, и в том числе в одно последнее воскресенье 12 880 руб.! И всё это в погоду хотя и ясную, но совсем ещё не настоящую летнюю. Несмотря на довольно дорогие цены, едут люди всех классов, разумеется, больше из любопытства, чем по действительной потребности.

Франц Антон Герстнер

из воспоминаний советника императора Николая I, госдеятеля и историкаI

М. А. Корфа.
1835 - 1837
М.А. Корф

Теперь, когда Герстнер заканчивает свою чугунную дорогу между столицей и Царским Селом, всем нам нужно понять и усвоить великое изобретение, которому принадлежит будущее

Франц Антон Герстнер

писал Александр Сергеевич Пушкин в журнале «Современник»

1835 - 1837
1835
1837

     ПРИГОРОДНАЯ СЕЙЧАС,  ПЕРВАЯ    
и НЕОБХОДИМАЯ                      тогда

Царскосельская железная дорога стала своеобразным экспериментом для создателей, авантюрой для государя Николая I и развлечением для первых пассажиров. Но именно первый рельсовый путь из Санкт-Петербурга в Царское Село положил начало всей железнодорожной отрасли России.

КП-83. Модель первого поезда ЦСЖД.

Скептики убедились, что в условиях российского климата возможно создать надёжную трассу, которая будет перевозить грузы и пассажиров круглый год. Опыт, полученный при строительстве первой железной дороги, помог успешно реализовать другие подобные проекты.

1835
1837

   Витебский вокзал

В 1851 году была открыта железная дорога, связавшая Санкт-Петербург и Москву. Затем магистрали стали появляться по всей стране, отрасль начала стремительно развиваться.

Мраморная лестница Витебского вокзала

И хотя Царскосельская линия вскоре стала обычной пригородной трассой, она навсегда вошла в историю России как родоначальница всех железных дорог страны.

Сейчас электрички Санкт-Петербург — Царское Село (г. Пушкин) ходят каждые полчаса с 6 утра до 12 часов ночи. Это пригородное направление перевозит около 3 000 пассажиров ежедневно и очень популярно среди туристов и горожан.

3000
пассажиров

А Витебский вокзал, с которого отправился в далёком 1837 году первый поезд, до сих пор сохранил очарование исторической эпохи и остаётся красивым напоминанием о первой железной дороге России.

источники
Виргинский В. С.

Первая железная дорога в России //

Вопросы истории естествознания и техники.

1987. № 4. С. 125–133.

Соловьева А. М.

Железнодорожный транспорт России
во второй половине XIX в.

М., 1975

Чарноцкая Л. П

Первая железная дорога в России //

Вопросы истории

М., 1975

Пширков С. И.

Первая железная дорога в России //

Энергия: экономика, техника, экология.

1988. № 1. С. 42–45.

История Царскосельской железной дороги

Под ред. Г. П. Закревской, А. Л. Гольянова, Н. Е. Косовой и др. М., 2007.

Иллюстрации подготовлены на основе экспонатов Центрального музея железнодорожного транспорта Российской Федерации.