Роскошные балы, пышные застолья, сверкающие залы и волнующие ритмы вальса. Знаменитые артисты, овации и звон бокалов. Таким был обычный день из жизни Павловского вокзала.
Здесь пел Фёдор Шаляпин и танцевала Анна Павлова, а в концертном зале звучали мировые хиты XIX века. Он видел робкий дебют Чайковского и отчаяние влюблённого Штрауса. Его жизнь была ослепительно прекрасна, но оборвалась трагично и внезапно.
А нам в наследство остались лишь мерцающие осколки ушедшей эпохи. С волнением и ностальгией вспоминаем страницы истории потрясающего и неповторимого Павловского вокзала.
Павловск стал популярен у благородной публики задолго до появления здесь вокзала и железной дороги.
В конце XVIII века Екатерина II подарила эти земли своему сыну Павлу I. Во время правления император превратил свою загородную усадьбу в культурное городское пространство для летнего отдыха. С тех пор императорская семья и аристократы приезжали сюда с мая по октябрь и устраивали в своих резиденциях музыкально-театральные представления.
Павловск посещали именитый поэт Василий Жуковский, юный Александр Пушкин, композитор Михаил Глинка и другие.
После строительства первой железной дороги (Санкт-Петербург — Царское село — Павловск) значение города изменилось. Главный инженер проекта Ф. А. Герстнер рассчитывал, что русская элита, отдыхающая в этих местах, оценит удобство скоростного передвижения и поддержит его предприятие.
Герстнер придумал успешный коммерческий ход, чтобы привлечь пассажиров. На конечной станции в Павловске гостей ожидал целый развлекательный центр: с музыкальными вечерами, застольем и роскошным садом.
В. А. Жуковский
А. С. Пушкин
M. И. Глинка
Ф. А. Герстнер
Павловское «пристанище для публики» прозвали «воксалом», как и другие увеселительные сады и парки с маскарадами, балами и музыкой.
Эта традиция публичного отдыха на открытом воздухе пришла в Российскую империю из Англии. Само слово «воксал» являлось русской «калькой» с английского «Vauxhall» — так назывался сад Воксхолл-Гарденз, разбитый в 1660 году в Кеннингтоне близ Лондона. Подобные парки в XIX веке появились по всей стране: в Москве, Саратове, Харькове, Казани и других городах. Постепенно иностранное название «обрусело» и превратилось в звонкое «вокзал».
Павловский вокзал был уникальным явлением. Если раньше железнодорожные станции почти никак не оформлялись, то павильон в Павловске стал архитектурным произведением искусства и грандиозным культурным центром.
Здание вокзала воплощало лёгкость и изящество вкусов того времени. Роскошное и воздушное, оно было построено по проекту русского архитектора Андрея Штакеншнейдера к весне 1838 года.
Павловский вокзал неоднократно называли «русским Тиволи» за великолепное оформление и удачный садово-парковый дизайн.
Постройка включала ресторан, комнаты для проживания на 1000 человек, длинные залы с панорамными окнами, открытую площадку, зимний сад с фонтаном и летний парк с клумбами, деревьями и освещёнными уличными аллеями.
По вечерам после концерта здесь прогуливались
Фёдор Достоевский, Оноре де Бальзак, Иван Тургенев.
Увидеть Павловский вокзал в деталях можно в фильме,
снятом к 185-летию железных дорог России и 100-летию
Московской филармонии
Увидеть Павловский вокзал в деталях можно в фильме, снятом к 185-летию железных дорог России и 100-летию Московской филармонии
Особенно популярен Павловск был в летний сезон — с мая по октябрь. Публичные концерты стали удачной альтернативой приватным музыкальным салонам в домах аристократов. Часть выступлений были бесплатными, но концерты с участием известных солистов, а также благотворительные вечера требовали оплаты.
Павловский вокзал стал первой общедоступной филармонией, составив конкуренцию Филармоническому обществу Петербурга и консерватории. Концерты часто проходили на свежем воздухе, в саду. Здесь была создана отличная акустика благодаря живым изгородям из крупных деревьев — ясеней, елей, серебристых тополей, удерживающих звук.
В 1856 году в Павловске начинается целая музыкальная эпоха — сюда приехал знаменитый «король вальсов», композитор и дирижёр, Иоганн Штраус-сын. Он руководил оркестром 10 сезонов — с 1855 по 1865 год. А позже, в 1869 и 1872 годах приезжал в Павловск на гастроли.
Каждое его появление на сцене вызывало бурю эмоций, особенно у прекрасного пола. Впечатлительных дам захватывала его экспрессивная манера выступать: он подскакивал каждый раз, когда дирижировал или водил смычком по струнам. Штраусомания доходила до настоящего безумства, дирижёра буквально носили на руках.
Кроме развлекательных и танцевальных мелодий, Штраус исполнял и «серьезную» музыку. По четвергам здесь звучал Бетховен, Моцарт, Россини и Верди. В Павловске также любили послушать произведения русских композиторов: Михаила Глинки, Александра Даргомыжского, Антона Рубинштейна.
В стенах Павловского вокзала впервые звучали произведения начинающих авторов. В конце 1865 года Штраус включил в репертуар «Танец сенных девушек» ещё малоизвестного тогда композитора Петра Чайковского. Так состоялось первое публичное исполнение его музыки.
Концерт на сцене Павловского музыкального вокзала
Михаил Глинка «Вальс-Фантазия»
Петр Чайковский «Вальс цветов»
Современники отмечали, что звон бокалов и хлопанье пробок часто заглушали музыку оркестра. Поэтому для меломанов в 1860-м году построили отдельный концертный зал на 2 000 человек. Говорили, что на это повлиял Штраус, отказывающийся сопровождать своим искусством ресторанные посиделки. А в 1880-м году был собран ещё и собственный оркестр из 80 человек.
Развивалось и театральное направление. В 1878 году построили отдельное здание театра по проекту известного архитектора Николая Бенуа. Летом здесь ставили до 30 постановок, в том числе балеты и оперы.
Среди приглашенных звёзд были прославленная балерина Анна Павлова, именитый певец Иван Ершов, талантливый виолончелист Александр Вержбилович и знаменитый бас Фёдор Шаляпин
Популярность Павловского вокзала привела к взлету цен на летние квартиры в городе, но и это не отталкивало гостей, апартаменты были нарасхват. Набирало обороты железнодорожное сообщение, увеличивался поток пассажиров, желающих посетить модный культурный центр. Дорога из Петербурга в Павловск занимала около часа. Стоимость поездки была относительно доступной: в массовом вагоне 3 класса можно было доехать за 45 копеек серебром или 1,5 рубля ассигнациями. Железнодорожный транспорт также использовали для перевозки почты и доставки питьевой воды, с которой в Павловске были большие сложности.
В 1840 году в газете «Северная пчела» написали об «искусном поваре» и «дешевых ценах» в ресторане вокзала. Здесь подавали обеды на любой вкус и кошелёк. Удивляли также и низкие цены на вина, что было редкостью для Петербурга.
«Они поступают в Павловский вокзал прямо из Английского магазина и продаются там же по тем же ценам, как и в магазине», подчеркивалось в статье
Каждый дирижёр и композитор мечтал удивить русскую публику необычными произведениями. Так, Йозеф Герман сочинил необычные композиции «Паровоз» и «Вальс железной дороги из народных песен». Простые же сочинения Герман называл «садовой музыкой». К ним он относил мелодии, которые звучали незамысловато и легко, при этом создавая приятную атмосферу. Частым гостем на таких концертах был Фёдор Достоевский, который в 1860-е годы снимал в этих краях дачу на лето.
Оркестр, может быть действительно лучший из наших садовых оркестров, играет вещи новые. Приличие и чинность чрезвычайные, несмотря на некоторый общий вид семейственности и даже интимности. Знакомые, все дачники, сходятся оглядывать друг друга. Многие исполняют это с истинным удовольствием и приходят только для этого;
но есть и такие, которые ходят для одной музыки. Скандалы необыкновенно редки,
хотя, однако же, бывают и в будни,
но без этого ведь невозможно.
В 1914 году незадолго до начала Первой мировой войны в концертном зале в последний раз выступила балерина Анна Павлова, покидавшая Россию. Во время революции был распущен оркестр и концерты прекратились. А в годы Великой Отечественной войны здание вокзала было полностью разрушено.
Павловский вокзал навсегда вошёл в историю, как яркий пример высокой культуры и стиля. Он поражал роскошью и изяществом интерьеров и впечатлял насыщенной программой развлечений. При этом оставался площадкой, доступной для многих слоёв населения. Здесь отдыхали и аристократы, и простые люди.
Павловский вокзал стал ослепительной вспышкой в истории культурной жизни России и исчез также бесследно и внезапно, как появился.
Сейчас на месте постройки установлен мемориальный камень с памятной доской, а единственным доказательством прекрасной эпохи остался газовый фонарь.