Первый период развития русской архитектуры начинается после Крещения Руси в 990-е годы и заканчивается монгольским нашествием 1230-х годов, остановившим каменное строительство на полвека. Самые первые храмы создавались византийскими мастерами. Довольно быстро сформировались и русские артели, однако византийские, а иногда и западноевропейские (романские) мастера продолжали приезжать на Русь. Всего от первых двух с половиной столетий русской архитектуры дошло в разной степени сохранности 40–50 каменных построек; ни одного деревянного здания той эпохи не сохранилось.
Памятники домонгольской архитектуры можно разделить на пять больших регионов. Центральный (Киев — Чернигов) и юго-западный (Галич и Волынь) относятся сейчас к Украине. Западная Русь поделена между Белоруссией (Гродно, Полоцк) и Россией (Смоленск). Наконец, северные (Новгород и Псков) и северо-восточные земли (Владимир и Суздаль) домонгольской Руси целиком оказались на территории современной России.
Западный фасад Софийского собора с Магдебургскими вратами.
Фото: VOSTOCK Photo
Собор святой Софии. Начало ХХ века.
Фото: VOSTOCK Photo
Старейший храм древнерусской архитектуры в России — София Новгородская. Этот символ и средоточие духовной жизни Великого Новгорода был построен в 1045–1050 годах сыном Ярослава Мудрого князем Владимиром. София — огромный пятикупольный храм с большим количеством столбов и массивной лестничной башней, ведущей на хоры. Из многочисленных художественных сокровищ собора особенно ценны самые древние, относящиеся к XII веку: икона Богоматери «Знамение», фрески в куполе и на Мартириевской паперти, а также бронзовые Магдебургские врата, шедевр немецкого романского искусства.
Николо-Дворищенский собор на Ярославовом дворище.
Фото: VOSTOCK Photo
Николо-Дворищенский собор до реставрации,
вернувшей ему первоначальный облик.
Фото: VOSTOCK Photo
Противоположный от новгородской Софии и кремля берег Волхова называется Торговой стороной. Здесь расположено несколько храмов, в том числе и домонгольских, среди которых выделяется Николо-Дворищенский собор (1113–1136). Он был основан сыном Владимира Мономаха князем Мстиславом. Реставраторы вернули пятикупольному храму максимально близкий к оригинальному вид. В нем сохранились отдельные древние фрески, в том числе знаменитая композиция «Иов на гноище».
Георгиевский собор Юрьева монастыря, вид с севера.
Фото: VOSTOCK Photo
Георгиевский собор строил мастер Петр —
первый известный нам по имени русский зодчий.
Фото: VOSTOCK Photo
Еще один шедевр домонгольской архитектуры в Великом Новгороде — Георгиевский собор Юрьева монастыря (1119–1130), находящийся на южной окраине города. Он был заложен тем же князем Мстиславом, что и Николо-Дворищенский собор, однако архитектура его совсем иная. Это очень высокий трехглавый храм с мощной лестничной башней, в верхнем ярусе которой сохранились древние росписи.
Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря
в Пскове, вид от реки Великой.
Фото: VOSTOCK Photo
Мирожский монастырь. 1901 год.
Фото: VOSTOCK Photo
Второе по древности каменное сооружение Пскова, собор Мирожского монастыря (1140-е) имеет оригинальную архитектуру. Храм невысокий, крестообразный в плане и увенчан одной огромной главой. В нем сохранился полный и самый впечатляющий в домонгольском искусстве цикл фресок.
В Успенском соборе венчались на княжение владимирские,
а затем московские князья.
Фото: VOSTOCK Photo
Великий князь Андрей Боголюбский сделал Владимир новой столицей и в 1158–1160 годах построил главный храм города и княжества — Успенский собор. В строительстве его, как и в случае ряда других храмов северо-восточной Руси, принимали участие мастера из Италии (или Германии). Именно поэтому храмы были построены не из плинфы (тонкого кирпича), по византийской технологии, а из белого камня. В 1185–1189 годах младший брат Андрея, Всеволод Большое Гнездо, существенно расширил храм, окружив его с трех сторон галереями с главами над ними. Пятиглавый владимирский собор стал образцом для московского Успенского собора (1475–1479, архитектор Аристотель Фьораванти), на который, в свою очередь, будут ориентироваться все соборные храмы России вплоть до петровского времени. В Успенском соборе Владимира сохранились росписи Андрея Рублева (1408; правда, их довольно плохо видно) и пышный иконостас елизаветинского барокко.
Храм Покрова на Нерли в наши дни.
Фото: VOSTOCK Photo
Белокаменные рельефы храма Покрова на Нерли.
Фото: VOSTOCK Photo
Недалеко от своей резиденции в Боголюбове Андрей Боголюбский построил также загородный храм Покрова на Нерли (1165). Элегантный одноглавый храм, стоящий ныне в живописном пейзаже, стал для многих национальным символом.
Дмитриевский собор великого князя Всеволода Большое Гнездо во Владимире.
Фото: VOSTOCK Photo
Великий князь Всеволод перестроил Успенский собор во Владимире и возвел недалеко от него Дмитриевский собор (1194–1197). Этот одноглавый княжеский дворцовый храм поражает своим роскошным резным белокаменным убранством: он задумывался как драгоценный ковчег для иконы на «гробной доске» святого Димитрия Солунского, заказанной князем Всеволодом в Византии. В храме сохранились изумительные фрески с частями композиции «Страшного суда».
Свирская церковь (она же храм Архангела Михаила на Пристани) —
самый знаменитый и лучше всего сохранившийся памятник
домонгольской архитектуры в Смоленске.
Фото: VOSTOCK Photo
Свирская церковь до реставрации. Начало XX века.
Фото: VOSTOCK Photo
Накануне монгольского нашествия усложняется композиция храмов, которые теперь подчеркнуто устремлены вверх. Зданием, с которого начались эти инновации, стал, скорее всего, храм Михаила Архангела в Свирской слободе Смоленска (1180-е — 1190-е), построенный местным князем Романом Ростиславичем. Он поражает своей грандиозностью и необычными высокими притворами, открытыми во внутреннее пространство. К сожалению, храм не сохранил своего подлинного завершения; предполагается, что его фасады были трехлопастными.
Храм Спаса на Нередице в Великом Новгороде, современный вид.
Фото: VOSTOCK Photo
Вид храма на Нередице в начале ХХ века.
Фото: VOSTOCK Photo
Храм Спаса на Нередице (1198) под Великим Новгородом кажется на первый взгляд совершенно классическим образцом домонгольского храма; однако пониженные боковые апсиды показывают, что и сюда проник тренд на вертикализм. Заказчиком храма был князь Ярослав Всеволодович, отец Александра Невского. Изумительный ансамбль фресок почти полностью погиб в Великую Отечественную войну, но некоторые все же уцелели и доступны для осмотра.
Георгиевский собор в Юрьеве-Польском в наши дни.
Фото: VOSTOCK Photo
Деталь рельефов Георгиевского собора.
Фото: VOSTOCK Photo
Наконец, также вертикализированный облик имел последний из храмов северо-восточной Руси — украшенный тонкой резьбой Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (1230–1234), построенный Святославом, одним из многочисленных сыновей Всеволода Большое Гнездо. Это, пожалуй, самый нарядный из всех домонгольских храмов. Он рухнул и был восстановлен еще в XV веке; верхняя часть его была сделана значительно ниже, и как она точно выглядела изначально, мы не знаем. А упавшие со стен рельефы разместили на стенах наугад, составив удивительную белокаменную мозаику; об их первоначальном расположении ученые спорят до сих пор.
Нашествие Батыя погубило множество старинных икон, но одной удалось уцелеть и дожить до наших дней. Икона Богородицы Одигитрии написана неизвестным автором в XII–XIII веках и хранится в Рязанском музее.
Церковь Святого Георгия Победоносца возвели в середине XIX века. Величественный храм был рассчитан на службу до 500 человек, над его алтарем работали московские мастера. Ныне на месте храма — площадь Свободы.
В годы Смутного времени начала XVII века село Иваново подверглось нападению польских интервентов — это одно из первых упоминаний об Иванове в источниках. Село, удобно расположенное вдоль реки Уводь, росло, богатело и обрастало церквями.