Александр Николаевич Пушечников

Александр Пушечников — инженер-новатор, строитель Забайкальской дороги, самого сложного в техническом плане участка Транссибирской магистрали, и многих других дорог в Российской империи. Его инновационные решения сделали железную дорогу самым безопасным видом транспорта.

31 октября 1850 года в Орле в семье отставного капитана Николая Пушечникова, потомственного дворянина, родился сын Александр. Закончив престижный Петербургский институт корпуса инженеров путей сообщения, в 1876 году Александр Николаевич получил диплом инженера первого разряда и был определен на должность начальника дистанции частной Орловско-Грязской железной дороги. На этой должности он сможет выявить и устранить дефекты, допущенные при строительстве магистрали, внедрить систему плавного поворота и ряд других новаторских решений, которые повысили ее безопасность и увеличили пропускную способность. В 1880 году тридцатилетний Пушечников становится главным инженером этой дороги.

Пассажирский поезд проходит перед зданиями Орловской винной монополии. 1910-е.

Фото: VOSTOCK Photo

В июне 1882 года близ деревни Кукуевка на Московско-Курской железной дороге произошла крупная авария. Ливневыми потоками размыло насыпь моста, потерпел крушение почтовый поезд. В аварии погибли 42 человека. На устранение последствий катастрофы были брошены лучшие специалисты, в их числе Пушечников. Менее чем за два месяца им удалось отремонтировать полотно и отстроить мост длиной в 260 м.

В 1882 году Пушечников принимал участие в ликвидации последствий знаменитой Кукуевской катастрофы.

Фото: VOSTOCK Photo

С 1885 года в должности начальника службы пути Александр Николаевич трудился уже на казенной Екатерининской железной дороге, где занимался проектированием путей от угольных копей Донецкого бассейна к криворожским железным рудникам. Во второй половине 1880-х годов он становится штатным инженером Министерства путей сообщения.

В 1890 году Пушечникова назначают начальником службы пути в Закавказье — регион более сложный и в техническом, и в стратегическом отношении. На Закавказских железных дорогах еще до его перевода были значительно реконструированы пути. Александру Николаевичу предстояло довести дорогу до ума: построить и усилить мосты, улучшить станции, возвести жилье для работников. Под его руководством в 1890 году был достроен четырехкилометровый тоннель под Сурамским хребтом — самый протяженный на тот момент в империи.

В 1895–1905 годах Пушечников занимал должность начальника строительства Забайкальской железной дороги.

Фото: VOSTOCK Photo

При прокладке Забайкальской дороги Пушечникову предстояло разработать методы строительства на вечной мерзлоте.

Фото: VOSTOCK Photo

В 1895 году министр путей сообщения князь Михаил Хилков (1834–1909) поручил инженеру руководство строительством Забайкальской железной дороги. Александру Николаевичу с соратниками удалось проложить около 1800 км только основных путей, создать технологии строительства в условиях вечной мерзлоты, возвести сотни мостов. Самыми протяженными из них стали переправы через реки Селенга и Онон, построенные по проектам Николая Белелюбского (1845–1922).

Одним из самых сложных в инженерном отношении стал 260-километровый участок, который позже назовут Кругобайкальской железной дорогой. До 1905 года, когда она была завершена, сообщение между берегами Байкала обеспечивали ледокольные паромы. Навигация длилась восемь месяцев в году с помощью двух ледокол-паромов британского производства — «Байкал» и «Ангара». В оставшиеся четыре месяца поезда пересекали озеро по временному полотну, которое укладывали прямо на лед. Пушечников отвечал за строительство Кругобайкальской магистрали, ее инфраструктуры, даже за сборку ледокола «Байкал» на верфи в селе Лиственичном (Листвянке).

«Байкал» и «Ангара». Паровой ледокол-паром «Байкал» был спущен на воду озера в 1899 году и погиб в гражданскую войну, в 1918-м. Второй ледокол-паром, «Ангара», дожил до наших дней и работает сейчас как музей.

Фото: VOSTOCK Photo

В 1901 году Александр Николаевич был удостоен чина действительного статского советника, который соответствовал званию генерала. В следующем году его направили главным инженером на сооружение Черноморской железной дороги. Еще через три года он строит железную дорогу, связавшую Сучанские каменноугольные копи с Уссурийской магистралью, — первую в России дорогу с тягой вагонов через горные перевалы канатными подъемниками.

Последним его детищем стал стальной железнодорожный мост в Иркутске, построенный в 1906–1907 годах. После открытия моста Пушечников переехал в Петербург и в 1911 году вышел в отставку. Скончался в Орле 26 сентября 1916 года.

Похожие личности

Иулиания Лазаревская

Святая Русской православной церкви

Василий Петрович Стасов

Один из представителей классицизма

Александр Александрович Бестужев (Марлинский)

Русский офицер, доблестный воин, участник восстания декабристов, писатель.