GPS: 58.518254 , 31.285366
В 1207 году она была перестроена ими же в камне. Церковь стала их патронатным храмом. Впоследствии, возможно, это объединение «заморских купцов» слилось с самой мощной организацией новгородских торговцев — Иванским купечеством.
Παρασκευή — по-гречески «пятница», день Страстей Христовых. По преданию, в семье святой мученицы Параскевы Иконийской, в честь которой была освящена новгородская церковь, особо почитался этот день. Святая Параскева-Пятница как покровительница торговли и ярмарок, стала плодом народного христианства. Образ христианской мученицы Параскевы соединился в представлениях людей того времени с персонифицированным образом пятничного дня, которому в народном календаре придавалось особое значение. Восприятие же ее как покровительницы торговли связано с тем, что пятницы в Новгороде были днями базаров и ярмарок. Новгородцы верили, что возведение храма принесет им успех в торговле.
Торговля издревле была важнейшим видом экономической деятельности новгородцев. Уже с начала XII века местные купцы вступали в торговые отношения с далеким Висбю на острове Готланд. Готланд находился в составе шведского королевства, но постепенно скандинавских торговцев там вытеснила община немецких купцов. Несколько позже начинается активная торговля Новгорода и с купцами из Любека и других городов в Северной Германии, которые организуют впоследствии мощный торговый союз — Ганзу. Позднее, в XIV–XV веках, главными торговыми партнерами Новгорода становятся ганзейские города Ливонии (современные Эстония и Латвия): Рига, Ревель (Таллин) и Дерпт (Тарту). Уже в XII веке в Новгороде был основан Немецкий торговый двор, ставший одной из четырех контор (представительств) Ганзейского союза. Другие ганзейские конторы находились в таких важнейших экономических центрах Европы того времени, как Лондон, фламандский Брюгге и норвежский Берген.
Облик церкви Параскевы-Пятницы имеет как типичные для своего времени черты, так и некоторые особенности. Как и многие храмы второй половины XII — начала XIII века, это небольшая четырехстолпная трехапсидная церковь с одной главой. Такое строение отличает купеческие храмы от княжеских, возведенных в Новгороде ранее. В то же время она имеет прямоугольные апсиды по бокам и трехлопастное завершение фасадов — мотивы, прежде не использовавшиеся в новгородском зодчестве. Эти черты более характерны для смоленской архитектурной традиции, что свидетельствует о ранних торговых отношениях между Новгородом и Смоленском.
Городской сад в Крестцах. 1914–1915.
Фото: Новгородский музей-заповедник
За время своего существования церковь Параскевы-Пятницы много раз горела и сильно перестраивалась. Во время большого городского пожара 1340 года были серьезно повреждены многие своды и барабан, обрушился юго-западный угол и, как сообщает летопись, «церковь та падеся». За этим бедствием последовала одна из крупнейших перестроек. В 1524 году церковь была обновлена по заказу Дмитрия Ивановича Сыркова, богатого «московского гостя» (привилегированного купца). Двор Сырковых располагался прямо на Торгу. Летопись сообщает, что во время этих работ был найден клад: «сокровище от много лет сокровенно... сребра древних рублев новгородских литых сто семьдесят, а полтин литых же сорок и четыре». В XVIII веке была установлена сохранившаяся до наших дней главка и освящен придел святого Михаила Клопского.
Последняя известная нам перестройка имела место в середине XIX века, тогда южный притвор был полностью разобран и воздвигнут заново. В 1930-х годах под руководством архитектора и реставратора Александра Удаленкова (1887–1975) были проведены ремонтные работы, в ходе которых были повреждены или уничтожены некоторые древние части храма. В годы Великой Отечественной войны церковь использовалась под склад. Масштабная реставрация под руководством Григория Штендера (1927–1992) началась в 1954 году, а закончилась только спустя полвека. Многие древние формы здания были восстановлены, разработан проект полной реконструкции, но сохранены и многие позднейшие исторические напластования. Сейчас в нем располагается музей истории зодчества — филиал Новгородского музея-заповедника.
Усадьба XVII века, а также каменная церковь 1771 года появились в память о трагически скончавшемся Петре Еропкине, главном архитекторе Комиссии о Санкт-Петербургском строении.
Церковь Христа Спасителя принадлежит баптистской общине и возводилась около 30 лет. Проект молитвенного дома разработали архитекторы Э. П. Булатов и П. П. Резников в 1990-е годы.
Свято-Троицкая церковь построена в 1799 году, спустя сотню лет ее перестроили в камне. Храм работал до 1929 года, а на следующий год здание снесли. На его месте разбили сквер.