Дореволюционная текстильная промышленность – Большая ивановская мануфактура

Россия, Иваново, Октябрьский район

GPS: 57.003673 , 40.971316

История Большой ивановской мануфактуры начинается в 1793 году с маленького предприятия, основанного Яковом Куваевым.

 Работа на его мануфактуре являлась типичным родом деятельности для крестьян села Иванова того времени. Один из корпусов этой фабрики в перестроенном виде сохранился до наших дней. Ситцы мануфактуры Куваева пользовались большим успехом во всей России и даже за рубежом, получали награды на международных выставках, предприятие активно развивалось и к 1870 году полностью перешло на машинное производство. 

Расцвет фабрики наступил, когда управление предприятием перешло в руки Николая Бурылина, мужа дочери основателя. С 1872 года новый владелец активно занимается модернизацией и расширением производства. Он организовывает товарищество на паях и начинает переносить производство из центра на левый берег реки Уводь. Там он построил отбельные, красильные, ситцепечатные корпуса по проекту архитекторов Петра Троицкого, Петра Бегена, Фёдора Штольба и Сергея Напалкова. 

К 1883 году были завершены два двухэтажных корпуса, объединенных между собой, в которых располагалось отделочное производство. В 1887 году к центральной части южного отделочного корпуса пристраивается электростанция. В том же году со стороны Александровской улицы (ныне проспект Ленина) было построено здание конторы товарищества. На рубеже 1880-90-х оба главных корпуса надстраиваются третьим этажом и получают единое декоративное оформление. Объединение производственных корпусов было новаторским, Куваевская мануфактура была одной из первых в России, сделавшей предприятие единой пространственной структурой.

Начиная с 1870-х годов Куваевская мануфактура становится одной из крупнейших по производительности среди предприятий Иваново-Вознесенска. В 1874 году здесь было выработано 120 тысяч кусков ситца, а в 1889-м – уже 1,5 млн. кусков материи.

Вид на фабрику. 1890-е гг

В 1886 году здесь при изготовлении варочных кубов из листового железа впервые в промышленных целях была применена изобретённая Николаем Бенардосом электросварка. Благодаря использованию наиболее современных для того времени печатных машин товар отличался высоким качеством, отмеченным в 1896 году на Нижегородской ярмарке. Именно тогда мануфактуре было присвоено право размещать знак поставщика императорского двора на своей продукции. К 1914 году производительность предприятия достигла 2,5 млн. кусков ситца, сатина и других тканей на сумму 20 млн. рублей. В то время на фабрике работало около двух с половиной тысяч рабочих.


В 1886 году здесь при изготовлении варочных кубов из листового железа впервые в промышленных целях была применена изобретённая Николаем Бенардосом электросварка. Благодаря использованию наиболее современных для того времени печатных машин товар отличался высоким качеством, отмеченным в 1896 году на Нижегородской ярмарке. Именно тогда мануфактуре было присвоено право размещать знак поставщика императорского двора на своей продукции. К 1914 году производительность предприятия достигла 2,5 млн. кусков ситца, сатина и других тканей на сумму 20 млн. рублей. В то время на фабрике работало около двух с половиной тысяч рабочих.

Ткани

Куваевские ткани отличались сложными цветовыми сочетаниями благодаря талантливому польскому колористу Владимиру Плужанскому, работавшему некоторое время на Прохоровской Трехгорной мануфактуре в Москве. Правление Куваевской мануфактуры выписывало большое количество заграничных образцов ткани, чтобы следовать веяниям моды. В 1903 году на фабрике работало 15 художников. Возглавлял рисовальную мастерскую французский художник Эрнест Лербье. Ткани Куваевской мануфактуры знали на всех значимых ярмарках по всей стране. В Москве фабрика была представлена в лучших торговых домах – Щукиных, Щаповых и Решетниковых.

В декабре 1916 года на заседании пайщиков «Товарищества Куваевской мануфактуры» было принято решение выкупить ткацкую фабрику у Геннадия Ямановского. Две фабрики, располагавшиеся на противоположных берегах реки, объединились в одну.

В 1918-1919 годах фабрика была национализирована и стала первым предприятием в Ивано-Вознесенске, возобновившим работу после революции. Она получила название Большая Иваново-Вознесенская (с 1933 года Большая Ивановская) мануфактура – БИМ, носила некоторое время имя Вячеслава Молотова, а до конца советской истории – местной революционерки Ольги Варенцовой. На протяжении всего советского времени БИМ была одним из флагманов местной текстильной промышленности. Многие художники отражали повседневную жизнь фабрики в своих полотнах. Это и картина Валерия и Нины Родионовых «Красные ситцы» из триптиха «Текстильный городок», и знаменитая картина Бориса Романычева «Бимовские девчата» 1974 года. 

В постсоветское время предприятие не выдержало конкуренции и в 2006 году было объявлено банкротом, а в 2008 полностью остановилось. Последним событием в истории фабрики стала выставка «Коммуна», организованная Ивановским художественным музеем. Сегодня корпуса фабрики пусты и, хотя представляют историко-культурную ценность и называются «ивановским Кремлём», постепенно разрушаются. Весной 2021 года губернатор Ивановской области С. С. Воскресенский подписал на Петербургском экономическом форуме документы о начале восстановлении БИМа, а это дает надежду на то, что история славного здания будет продолжена.

Похожие места

Фабрика шведских спичек

Предприятия по производству спичек появились в Грузинской волости Новгородской губернии еще в 1860-е годы. Производство на них было полукустарным, широко использовался детский труд. Так, на одной из фабрик 60 сотрудников из 63 были не старше 17 лет.

Крестцы

Стоявшие на пересечении важных трактов, Крестцы терпели ущерб и от опричников Ивана Грозного в 1569 году, и от польско-шведских интервентов в годы Смуты начала XVII века

Чудовский стекольный завод

Чудовский стекольный завод стал первым российским заводом по производству лампового стекла. Об основателе его, купце А. К. Ригенберге, данных почти не сохранилось