Россия, Иваново, Октябрьский район
GPS: 57.003673 , 40.971316
История Большой ивановской мануфактуры начинается в 1793 году с маленького предприятия, основанного Яковом Куваевым.
Работа на его мануфактуре являлась типичным родом деятельности для крестьян села Иванова того времени. Один из корпусов этой фабрики в перестроенном виде сохранился до наших дней. Ситцы мануфактуры Куваева пользовались большим успехом во всей России и даже за рубежом, получали награды на международных выставках, предприятие активно развивалось и к 1870 году полностью перешло на машинное производство.

Расцвет фабрики наступил, когда управление предприятием перешло в руки Николая Бурылина, мужа дочери основателя. С 1872 года новый владелец активно занимается модернизацией и расширением производства. Он организовывает товарищество на паях и начинает переносить производство из центра на левый берег реки Уводь. Там он построил отбельные, красильные, ситцепечатные корпуса по проекту архитекторов Петра Троицкого, Петра Бегена, Фёдора Штольба и Сергея Напалкова.

К 1883 году были завершены два двухэтажных корпуса, объединенных между собой, в которых располагалось отделочное производство. В 1887 году к центральной части южного отделочного корпуса пристраивается электростанция. В том же году со стороны Александровской улицы (ныне проспект Ленина) было построено здание конторы товарищества. На рубеже 1880-90-х оба главных корпуса надстраиваются третьим этажом и получают единое декоративное оформление. Объединение производственных корпусов было новаторским, Куваевская мануфактура была одной из первых в России, сделавшей предприятие единой пространственной структурой.

Начиная с 1870-х годов Куваевская мануфактура становится одной из крупнейших по производительности среди предприятий Иваново-Вознесенска. В 1874 году здесь было выработано 120 тысяч кусков ситца, а в 1889-м – уже 1,5 млн. кусков материи.

Вид на фабрику. 1890-е гг
В 1886 году здесь при изготовлении варочных кубов из листового железа впервые в промышленных целях была применена изобретённая Николаем Бенардосом электросварка. Благодаря использованию наиболее современных для того времени печатных машин товар отличался высоким качеством, отмеченным в 1896 году на Нижегородской ярмарке. Именно тогда мануфактуре было присвоено право размещать знак поставщика императорского двора на своей продукции. К 1914 году производительность предприятия достигла 2,5 млн. кусков ситца, сатина и других тканей на сумму 20 млн. рублей. В то время на фабрике работало около двух с половиной тысяч рабочих.

В 1886 году здесь при изготовлении варочных кубов из листового железа впервые в промышленных целях была применена изобретённая Николаем Бенардосом электросварка. Благодаря использованию наиболее современных для того времени печатных машин товар отличался высоким качеством, отмеченным в 1896 году на Нижегородской ярмарке. Именно тогда мануфактуре было присвоено право размещать знак поставщика императорского двора на своей продукции. К 1914 году производительность предприятия достигла 2,5 млн. кусков ситца, сатина и других тканей на сумму 20 млн. рублей. В то время на фабрике работало около двух с половиной тысяч рабочих.
Ткани
Куваевские ткани отличались сложными цветовыми сочетаниями благодаря талантливому польскому колористу Владимиру Плужанскому, работавшему некоторое время на Прохоровской Трехгорной мануфактуре в Москве. Правление Куваевской мануфактуры выписывало большое количество заграничных образцов ткани, чтобы следовать веяниям моды. В 1903 году на фабрике работало 15 художников. Возглавлял рисовальную мастерскую французский художник Эрнест Лербье. Ткани Куваевской мануфактуры знали на всех значимых ярмарках по всей стране. В Москве фабрика была представлена в лучших торговых домах – Щукиных, Щаповых и Решетниковых.
В декабре 1916 года на заседании пайщиков «Товарищества Куваевской мануфактуры» было принято решение выкупить ткацкую фабрику у Геннадия Ямановского. Две фабрики, располагавшиеся на противоположных берегах реки, объединились в одну.
В 1918-1919 годах фабрика была национализирована и стала первым предприятием в Ивано-Вознесенске, возобновившим работу после революции. Она получила название Большая Иваново-Вознесенская (с 1933 года Большая Ивановская) мануфактура – БИМ, носила некоторое время имя Вячеслава Молотова, а до конца советской истории – местной революционерки Ольги Варенцовой. На протяжении всего советского времени БИМ была одним из флагманов местной текстильной промышленности. Многие художники отражали повседневную жизнь фабрики в своих полотнах. Это и картина Валерия и Нины Родионовых «Красные ситцы» из триптиха «Текстильный городок», и знаменитая картина Бориса Романычева «Бимовские девчата» 1974 года.

В постсоветское время предприятие не выдержало конкуренции и в 2006 году было объявлено банкротом, а в 2008 полностью остановилось. Последним событием в истории фабрики стала выставка «Коммуна», организованная Ивановским художественным музеем. Сегодня корпуса фабрики пусты и, хотя представляют историко-культурную ценность и называются «ивановским Кремлём», постепенно разрушаются. Весной 2021 года губернатор Ивановской области С. С. Воскресенский подписал на Петербургском экономическом форуме документы о начале восстановлении БИМа, а это дает надежду на то, что история славного здания будет продолжена.
