Иван Фомин

Время прочтения: мин.

Иван Александрович Фомин (1872 –1936) – выдающийся русский и советский архитектор, художник, искусствовед и педагог. Он учился в Петербургской Академии художеств в классе Леонтия Бенуа, затем ненадолго уехал в Париж, где увлекся популярным в то время стилем модерн.

История

Вернувшись в Москву, Фомин сдал экзамен на право ведения строительных работ и смог поработать архитектурным помощником таких мастеров модерна, как Лев Кекушев и Фёдор Шехтель, которые характеризовали его как «оригинального рисовальщика». Однако модерн перестал вдохновлять архитектора, он вернулся к изучению русского классицизма и ампира, принял участие в работе над фундаментальной «Историей русского искусства», совершив ряд важных открытий, в частности, обнаружив неосуществлённый проект Казанского собора Воронихина. В 1909 году в мастерской Леонтия Бенуа Фомин защитил дипломный проект «Курзала», ставший манифестом неоклассицизма, а в 1911 году организовал «Историческую выставку архитектуры», ставшую важнейшим событием в изучении русского барокко и классицизма XVIII–XIX вв.

Исторические изыскания Фомина воплотились в великолепных строгих формах неоклассики двухэтажного дворца на Каменном острове для мецената Александра Половцева с монументальной ионической колоннадой, портиком-экседрой в центре фасада и изысканными интерьерами в стиле ампир, дома Оболенского на озере Сайма в Финляндии, стилизованного под петровское барокко, дома князя Гагарина в Холомках в стиле Кваренги, дома князя Абамелек-Лазарева на Мойке с пилястровым портиком на весь фасад и богатыми интерьерами, отделанными мрамором.

Дворец Александра Половцева Каменный остров

Далеко не все проекты были реализованы, но остались чертежи, которые позволяют оценить грандиозность замысла. Среди них проекты реконструкции Николаевского вокзала и района «Новый Петербург» на острове Голодай. Заслуги Фомина были высоко оценены профессиональным сообществом, и в 1915 году ему присвоили звание академика архитектуры.


«Новый Петербург». Проект застройки острова Голодай 1912.


Революция, принесшая новые требования к архитектуре, не могла не отразиться на стиле мастера. Он приобретает черты брутальности и экспрессивности. К сожалению, большая часть его проектов осталось только на бумаге: Дворец рабочих в Петрограде, Народный дом в Иваново-Вознесенске, Дом Советов в Брянске так и не были построены. Из осуществленного – реконструкция в 1920 году Марсова поля со сквером и памятником жертвам революции в сотрудничестве со Львом Рудневым. В это же время Фомин преподаёт в «Свободных мастерских», организованных на базе бывшей Академии Художеств, где создает мощную школу архитекторов. 

В 1925 – 1928 годах Фомин поворачивает в сторону авангарда и формулирует концепцию «пролетарской классики»: «Единство, сила, простота, стандарт, контраст и новизна». Первой постройкой в новом стиле стал комплекс Политехнического института в Иваново-Вознесенске (1927 – 1937) со свободной планировкой и дорическими пилястрами на фасадах с фронтонами.

Комплекс Политехнического института Иваново-Вознесенск 1927 – 1937 г.

После переезда в Москву Иван Александрович возглавляет Мастерскую № 3 при Моссовете и создаёт ряд крупных общественных зданий – шедевров авангарда. Каждый из проектов по-своему уникален. Дом Динамо (1928 – 1930) состоит из общественного и жилого корпусов, соединенных башней. Здание Народного комиссариата путей сообщения (МПС, РЖД, 1931 – 1932) у Красных Ворот обладает резкой динамикой благодаря угловому расположению высокой часовой башни. Институт землеустройства (1934) стал упрощённой репликой ивановского Политеха.

Проекты здания Народного Комиссариата тяжелой промышленности и Академии наук

В 1930-х советская архитектура возвращается к неоклассике. Фомин создает проекты для конкурсов на разработку зданий Народного Комиссариата тяжелой промышленности и Академии наук в духе гигантомании, свойственной времени – они так и остались только на бумаге.

Станции метро «Красные Ворота» и «Театральная» с проектами

Последними и самыми, пожалуй, узнаваемыми проектами талантливого архитектора стали станции московского метро. Это «Красные Ворота» с кессонированным сводом и тяжёлыми пилонами красного мрамора и беломраморная «Театральная» с дорическими полуколоннами и бело-золотыми майоликовыми рельефами свода. Эта станция, завершенная его младшим коллегой Леонидом Поляковым и напоминающая дореволюционные интерьеры Фомина, как бы является эпитафией зодчего.




Похожие личности

Даниил Фридман

Один из самых изобретательных архитекторов постконструктивизма. 

Василий Петрович Стасов

Один из представителей классицизма

Виктор Александрович Веснин

Архитектор советского авангарда

Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!