Сергей Иванович Мальцов

Незаурядный русский предприниматель генерал-майор Мальцов преобразовал унаследованные в середине XIX века земли и предприятия в многоотраслевую промышленную империю, которую называли «Америкой в России». Он привлекал лучших ученых для внедрения новейших технологий. Наряду с крупнейшими уральскими заводчиками он был одним из наиболее известных сторонников патернализма во взаимоотношениях с рабочими.

История

Родился он в семье орловского помещика и фабриканта Ивана Акимовича Мальцова, начальное образование получил дома. Поступил на военную службу в гвардейский Кавалергардский полк, позже служил адъютантом у принца Петра Георгиевича Ольденбургского.

Гусевский хрустальный завод основал дед Сергея Ивановича, Аким Мальцов.

Доходы от стекольного дела заложили в XVIII веке основу мальцовских капиталов.  

Фото: VOSTOCK Photo

После смерти отца в 1853 году Сергей Иванович в чине генерал-майора выходит в отставку, чтобы заняться управлением заводами. Резиденцией его становится село Дятьково в Брянском уезде Орловской губернии, где еще в конце XVIII века Мальцовы основали стекольную и хрустальную фабрику, впоследствии столь же знаменитую, как и Гусевская, принадлежавшая другой ветви Мальцовых. Его отец, Иван Акимович, кроме того, купил у промышленников Демидовых Людиновский и Сукремльский заводы с землей и крестьянами в Калужской и Орловской губернии. К 1870-м годам Мальцовский промышленный округ занимал около 250 тыс. десятин, а их владелец входил в двадцатку крупнейших землевладельцев России. В его состав входили 20 крупных заводов и более 130 мелких обслуживающих предприятий, на которых трудились около 15 тыс. человек.


Хрустальный завод в Дятьково

Особый интерес представляет социальная атмосфера во владениях Мальцова, которую в периодических изданиях второй половины XIX века называли «мальцовщина». Заводчик считал, что «мастеровому не должно переживать за свой быт и полностью отдаваться работе», а дети рабочих должны получить хорошее образование и сызмальства приучаться к труду. Мальцов строил дома в рассрочку для своих рабочих, затем прощал часть долгов, снабжал их бесплатным топливом, строил школы и больницы.


«В Дятькове невозможно было встретить неграмотного мужчину», — говорил современник. Доступ к любым социальным учреждениям был бесплатный. «Здесь была если не Америка, — писал в своих путевых заметках 1882 года «Америка в России» журналист Василий Немирович-Данченко, — то своего рода Аркадия: население жило здесь, не заботясь о завтрашнем дне, и не опасалось никаких невзгод». Рост благосостояния мальцовских рабочих приводил и к росту их потребностей: «они хотели все больше пить чай, а водку заменяли пивом». Хотя случались и забастовки с требованиями регламентировать рабочий день.

Важной вехой в развитии округа стало перепрофилирование производства на Людиновском заводе. Помимо традиционной выплавки железа и чугуна, на нем были развернуты металлообработка и машиностроение, организован рельсопрокат. Для этого Мальцов привлек известных специалистов: профессор Дорн из Тюбингена построил доменные печи нового образца, механическое дело консультировал изобретатель станков Жакар, производством рельс занимался профессор Лафтиан-Белль, а инженер из Англии Кинкель построил первую в России мартеновскую печь для плавки стали.




Завод стал высокотехнологичным по тем временам предприятием. Здесь были изготовлены первая русская паровая машина и винтовой двигатель для корвета «Воин». В Людиново разработали «сухоступы» — первые в стране автомобили на паровой тяге.

Постепенно развивалась инфраструктура региона: в 1871 году была построена одна из первых частных телеграфных линий около 280 верст, в 1877–1878 годах между предприятиями кластера проложили узкоколейную железную дорогу длиной более 200 км.


Русская паровая машина

Еще в 1841 году на заводах Мальцовых были созданы первые отечественные рельсы для Петербургско-Московской (Николаевской) железной дороги. В 1868 году Сергей Иванович получил крупный заказ от министра путей сообщения Павла Мельникова, за шесть лет на его предприятиях было произведено 118 паровозов и более 1500 вагонов. Всего в 1870-е годы на Людиновском заводе произведено 334 паровоза, что составляло пятую часть общероссийского производства.

Однако новый министр путей сообщения граф Владимир Бобринский был сторонником закупки подвижного состава за границей. Сокращался спрос, падали цены на паровозы, на складах Мальцова скопилась готовая продукция на 1,5 млн рублей. В 1885 году критически (до 10 млн рублей) возросла задолженность мальцовских предприятий. Чтобы не допустить окончательного развала производства, был возбужден вопрос о передаче дела в ведение казны как главного кредитора, что и произошло 28 августа 1885 года. На этот момент имущество Мальцовского промышленного округа было оценено в огромную по тем временам сумму — без малого 16 млн рублей.

Граф Владимир Алексеевич Бобринский (1824-1898)

В 1893 году в Петербурге Сергей Иванович умер, был похоронен в семейной усыпальнице в Дятьково. Однако дело Мальцова не кануло в небытие: по сей день производят дятьковский хрусталь, а в городе Людиново в Калужской области с 2012 года находится особая промышленно-экономическая зона.





Похожие личности

Александр Александрович Бестужев (Марлинский)

Русский офицер, доблестный воин, участник восстания декабристов, писатель.

Иван Емельянович Кузнецов

Производитель фарфора

Петр Козьмич Фролов

Горный инженер, главный начальник Колывано-Воскресенских горных заводов, губернатор Томской губернии

Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!