GPS: 59.418249 , 30.901466
В память об этой Марии и нарекла свою усадьбу Софья Владимировна Строганова (1775–1845), урожденная Голицына, — дочь княгини Натальи Петровны Голицыной, послужившей прототипом главной героини пушкинской «Пиковой дамы». Софья Строганова была крупнейшей землевладелицей империи, унаследовав от супруга пермские имения со 130 тыс. крепостных. В 1811 году она приобрела деревеньку Андрианово и приступила к возведению в ней мызы. Наиболее вероятным автором проекта главного усадебного дома был знаменитый зодчий Андрей Воронихин, создатель Казанского собора в Петербурге, бывший крепостной Строгановых и, по слухам, внебрачный сын барона Александра Николаевича Строганова. Возведением дворца в классическом стиле занимались его ученики: Колодин, Лукин, Мейер. Интерьеры оформлял очень востребованный в те времена итальянский декоратор Дж. Б. Скотти.
Львы у входа в главный дом в Марьине.
Фото: Сергей Афанасьев / Фотобанк Лори
Генеральный план пейзажного парка в английском вкусе разработал шотландец Адам Менелас, а обустраивал парк британец Пиггам. Он же завез в Марьино английских овец — они одновременно ровняли газоны, поедая лишнюю траву, и создавали романтическую пасторальную атмосферу. Управляли усадьбой бывшие крепостные Строгановых, получившие вольную, — пример для России первой половины XIX века уникальный. Лучших из них графиня отправляла на обучение в Европу. В имении действовала частная школа практического земледелия и ремесел, филиал для весенне-летней практики учащихся петербургской строгановской школы горнозаводских наук и земледелия.
Софья Владимировна Строганова
1775–1845
Частная школа предназначалась для обучения крепостных служащих пермских имений Строгановой, но была открыта и для сторонних учеников — например, направлявшихся по линии Вольного экономического общества. Обустройство имения продолжалось до самой смерти Софьи Владимировны в 1845 году. Но и позднее усадьба оставалась одной из самых роскошных в Петербургской губернии. К началу ХХ века Марьино было уже центром крупной агломерации из нескольких богатых деревень. Например, в Андрианово к 1907 году было 42 двора и почти 200 жителей. Местные обитатели занимались пилкой дров, земледелием, торговлей, уходили «в питерщики», то есть на сезонные работы в столицу. В деревне имелись школа, питейное заведение, мануфактурная лавка, мелочная лавка, хлебозапасный магазин. Но ключевым местом все равно оставался старый усадебный дом и парк.
При усадьбе существовала образцовая ферма и охотничье хозяйство, была собрана библиотека из 10 тыс. томов. В доме хранились большие коллекции предметов искусства.
В 1914 году во владение имением вступил последний дореволюционный собственник — Сергей Павлович Голицын (1898–1938). Он недолго успел попользоваться удобствами поместья. После октября 1917 усадьба перешла в общественную собственность, а на ее базе был организован Музей дворянского быта. Экскурсионные группы приезжали в Марьино до 1928 года, когда музей был закрыт. Реликвии Строгановых были частично перераспределены между другими учреждениями, а частично распроданы за рубеж через Берлинский антикварный аукцион. Несколько лет главное здание стояло заброшенным.
Сергей Павлович Голицын 1898–1938
В годы Великой Отечественной войны в Марьине, оккупированном немцами, были устроены квартиры для офицеров вермахта. Именно в 1941–1944 годах парку и усадебному дому был нанесен основной ущерб.
Первый за всю послереволюционную эпоху ремонт был проведен только в 1960-х годах. Здание приспособили сперва под детский дом, а потом под пансионат для работников одного из заводов соседнего города Тосно. К началу 2000-х годов Марьино пришло в сильный упадок, а сооружения парка были уничтожены почти полностью. Возродить былой блеск поместья взялась любительница старины Галина Степанова. Она в 2008 году выкупила имение и постепенно привела его в порядок. Сейчас в усадьбе расположен отель, популярный у молодоженов. Фасады подновлены по всей строгости науки, а вот интерьеры оформлены эклектично.
В 1914 году усадьбу приобретает талантливый инженер, архитектор и успешный предприниматель Михаил Токарский. За несколько лет он полностью перестроит усадьбу, превратив Заветное в «маленький Версаль»
Корбуха — живописная земля с садами и прудами, которую любили посещать царские особы. Здесь митрополит Платон построил дом с большой двухсветной залой и хорами, ныне утраченный.
Достоевского жизнь носила по многим городам, но именно Старая Русса, как заметил один из исследователей, стала тем единственным городом, который писатель выбрал сам