В современной Сызрани сохранилось несколько церквей, построенных в начале ХХ века здешними старообрядцами различного толка.
Церковь Николая Чудотворца в Сызрани. 1914 г.
Так называемые староверы, противники церковных реформ патриарха Никона 1650–1660-х, спасаясь от притеснений властей, начали заселять окраинную Сызрань вскоре после ее основания. Со временем город превратился в один из старообрядческих центров всего Средневолжья. Масштабы старообрядческой миграции стали очевидны во второй половине XVIII столетия — в период ослабления против них правительственных репрессий.
Церковь Николая Чудотворца в Сызрани. 1914 г.
В XIX веке местные власти отмечали «склонность к расколу» значительной части сызранского купечества. Всероссийская перепись 1897 года показала, что почти каждый второй православный храм Сызранского уезда служил по сути прибежищем староверов. И это несмотря на то, что противники официальной «никонианской» церкви, за исключением единоверцев, считались «раскольниками», еретиками, находились вне закона и преследовались властями — равно церковными и светскими.
Церковь Николая Чудотворца в Сызрани. 1985 г. Автор — Андрей Агафонов
Открыто возводить свои храмы сызранские старообрядцы получили возможность лишь в ХХ столетии, после появления в 1905-м царского указа о веротерпимости. В 1909 году белокриницкая община соорудила Крестовоздвиженскую церковь. В 1910-м единоверцы заменили свой выстроенный еще в 1859 году Никольский храм на каменный. Тогда же поморская община беспоповцев возвела пятикупольную церковь Святителя Николая Чудотворца. В Сызрани печатались вероучительные книги старообрядцев, которые в дальнейшем распространялись по всему Поволжью и за его пределами. Здесь сложилась собственная, известная во всей России, старообрядческая иконописная школа.
Церковь Воздвижения Креста Господня. 2014 г. Автор — Валерий Долженко
Сызрань дала старообрядчеству ряд крупных имен. Одно из них — Петр Иванович Леднев (1821–1895), многолетний глава российских старообрядцев «федосеевского» толка, известный в их кругах как Павел Прусский. Впоследствии он стал критиком церковного раскола, архимандритом Русской православной церкви, оставил богатое, ныне изданное, духовное наследие.
Пётр Иванович Леднев
Старообрядческие общины имеются и в современной Сызрани.
Согласно поверью два юноши в ангельских одеяниях передали эту икону купцу, решившему построить новый храм на месте монастыря. На этом чудеса, связанные с иконой, не заканчивались. Ее оригинал не сохранился.
Сызранская икона впитала черты, характерные для всех старообрядческих иконописных школ. В 1930-х годах иконописцев репрессировали, «сызранская манера» пресекалась. Возрождение ее началось в постсоветскую эпоху.
Минеральные воды в Липецке были известны с начала XVIII века. По преданию, их открыл Петр Великий. Монарх лечился водами сам и другим велел cледовать его примеру. На этих источниках строили липецкие курорты