GPS: 55.713872 , 52.367478
В 1844 году пожар уничтожил деревянную церковь, и елабужский купец Иван Иванович Стахеев, миллионер и меценат, выделил средства на постройку новой. Строительство шло в 1854–1859 годах. Средних размеров каменная с одним престолом церковь была освящена, как и прежний храм, в честь Космы и Дамиана. Образцом послужил один из проектов в русско-византийском стиле профессора Императорской Академии художеств Константина Тона. В 1864 году при церкви заработало попечительство, которое заботилось о благоустройстве и благосостоянии прихода, занималось благотворительностью и начальным образованием.
Иван Иванович Стахеев. 1881 г.
В 1918 году в соответствии с декретом об отделении церкви от государства началась борьба «с религиозными предрассудками». Десять лет спустя религиозные архитектурные сооружения, построенные до 1613 года, постановили сохранять, возведенные же после 1825 года — не относились к памятникам архитектуры и не подлежали охране. В 1939 году храм Космы и Дамиана в Орловке закрыли. Он использовался как зернохранилище, овощехранилище, склад ядохимикатов. Обветшали и разрушились его уникальные деревянные купола.
Храм святых бессребренников Космы и Дамиана
Ремонт в нем начался только в 1985 году — здесь собирались открыть архитектурно-художественную школу. Через пять лет храм передали Казанской епархии и отреставрировали по проекту челнинского архитектора М. М. Басырова на средства, пожертвованные верующими.
Храм Косьмы и Дамиана
Сегодня ограда с воротами, водосвятная часовня, Дом православной книги с часовней Святой Маргариты, Игуменьи Мензелинской, образуют храмовый ансамбль. Рядом с храмом Космы и Дамиана построена церковь Андрея Рублева. Храм Святых Бессребреников Космы и Дамиана включен в список исторических памятников Набережных Челнов.
Удачное месторасположение и архитектурные особенности сделали этот храм композиционным центром юго-западной части города. В убранстве церкви органично сочетаются различные элементы декора.
Храм во имя великомученика Георгия Победоносца — одна из новых православных церквей Сургута. Святыня стала не только духовным центром, но и своеобразной зоной отдыха, во многом благодаря близости городского парка «За Саймой».
В 1920-х годах Иваново-Вознесенск, как и вся Россия, поднимался из руин после череды войн и революций. Начиналась новая жизнь, строительство тоже шло по-новому, и очень активно.