Нападение на Советский Союз фашистской Германии в июне 1941 года спровоцировало масштабную эвакуацию населения из западных и центральных регионов страны, оказавшихся в зоне боевых действий. Убегая от войны, люди стремились уехать в тыл. В 1941–1942 годах около 17 миллионов человек использовали пешие, водные и железнодорожные виды транспорта, чтобы добраться до безопасных регионов СССР. Такой массовый переезд часто приводил к утрате связи между членами семей. Многие отставали от поездов на станциях, терялись при бомбёжках, попадали в госпитали с ранениями. Особенно тяжело приходилось детям, потерявшим родителей.
Проблема оказалась настолько серьёзной, что в марте 1942 года для поиска взрослых и детей в паспортном отделе Главного управления милиции НКВД СССР была создана специальная структура под названием «Центральное справочное бюро» (ЦСБ). Она располагалась в Бугуруслане. В ЦСБ стекалась информация из местных бюро учёта эвакуированных, которые оперативно создавали по всей стране при паспортных отделениях милиции. Тыловой Бугуруслан стал «городом надежды» для миллионов граждан СССР, потерявших связь с близкими.
А. Т. Евтюхина (Лемонтьева) с группой медсестер
и больных эвакогоспиталя № 3316.
1942 г.
В Главном управлении милиции серьёзно подошли к формированию в Бугуруслане главной картотеки разыскиваемых лиц и подбору кадров. В город было направлено 450 опытных работников. Вскоре коллектив пополнился 50 жителями Бугуруслана. В ЦСБ царила строгая дисциплина, обеспечивавшая своевременное и качественное выполнение заданий. Сотрудники ЦСБ, большинство из которых были женщины, понимали, что ошибки могли иметь фатальные последствия. Особенно это касалось запросов, поступавших от солдат и офицеров, не знавших, что случилось с их родными и любимыми.
Г. Ф. Рябов перед вылетом. 1942 г.
Работники ЦСБ испытывали моральные и физические нагрузки. Существовало жёсткое правило: никто не покидал работу, пока не будут обработаны все запросы, принятые утром к исполнению. Женщинам часто приходилось работать до 16 часов в сутки. В пиковые периоды почтовики доставляли до 20 тысяч писем в день. Нередко письма-запросы были написаны почти нечитабельным почерком, и работникам приходилось тратить много времени, чтобы понять суть запроса, и использовать лупу.
Письмо-ответ Центрального справочного бюро Г. В. Мореву
о местонахождении его семьи,
эвакуированной из г. Сольцы
Ленинградской области
в Ярославскую область. 1942 г.
Открытка почтовая Центрального Справочного Бюро. 1942 г.
Открытка почтовая Центрального Справочного Бюро. 1942 г.
Бугуруслан для миллионов людей, ищущих своих близких, стал местом символической встречи и реального воссоединения. Благодаря деятельности Центрального справочного бюро удалось определить местонахождение 3 852 047 человек, персонально разыскать 2 861 000 человек и вернуть отчаявшимся родителям более 20 тысяч потерянных детей.