Карту составил в начале XX века амурский казак Алексей Яковлевич Гуров (1872–1932), «университетами» которого были трехгодичная станичная школа да неоконченный курс Иркутской учительской семинарии. Однако именно в Иркутске, на лекциях известного исследователя Сибири Дмитрия Александровича Клеменца, Гуров на всю жизнь страстно увлекся археологией. В 1899–1932 годах он обследовал обширные пространства по обоим берегам Амура, выявил и изучил более 60 археологических памятников, написал десятки статей. При этом в советские годы исследователь трижды попадал под арест по политическим обвинениям.
Как эксперт по амурским древностям, Гуров принимал активное участие в экспедициях Русского географического общества, геолога Африкана Николаевича Криштофовича, этнографа Сергея Михайловича Широкогорова. Сделанные в ходе этих изысканий находки пополнили фонды московского Государственного исторического музея и петербургской Кунсткамеры, положили начало археологическим коллекциям хабаровского и благовещенского музеев.
Алексей Яковлевич Гуров (1872—1934) — первый амурский археолог.
В 1902–1903 годах по заданию Благовещенского городского музея Гуров составил «Археологическую карту от хутора Константиновского до станицы Екатерино-Никольской с обозначением мест древних поселений человека». Карта выполнена на вощеной ткани размером 40 на 465 сантиметров в масштабе 1 дюйм на 2 версты (1 сантиметр на 840 метров). Протяженность исследованной им территории составила более 450 километров. На карту он нанес все известные на тот момент археологические памятники по обоим берегам Среднего Амура. В условных обозначениях он разделил их на шесть групп: места кочевого поселения, места оседлого поселения, поселения каменного века, древние крепости, кладбища и места скопления костей древних животных.
Документ о передаче в музей археологической карты, составленной А.Я. Гуровым. 28 октября 1910 г.
Карта археологическая берегов Амура от хутора Константиновского до станицы Екатерино—Никольской с обозначением мест древних поселений человека. Составлена А. Гуровым в начале XX века.
В 1929 году Алексей Яковлевич подготовил более подробную карту, но опубликовать ее не сумел. Три года спустя исследователь был арестован ОГПУ в четвертый раз и расстрелян по сфабрикованному делу «о контрреволюционной казачьей организации». Реабилитировали Гурова только в 1990 году. К этому времени его труды уже получили признание у профессиональных археологов — академиков Алексея Павловича Окладникова и Анатолия Пантелеевича Деревянко, а также известного амурского археолога Бориса Семеновича Сапунова.
Алексей Яковлевич Гуров стал родоначальником амурской археологии, составленная им карта проложила маршрут для всех последующих исследователей древностей Приамурья.