Башмачный промысел

Время прочтения: мин.

Талдом знаменит обувным промыслом, он начинался с мужских башмаков и сапог, а в XIX в. в бархатной обуви щеголяли по всей России и за границей: 60 обувных мастерских шили вручную детские пинетки, мужские штиблеты, дамские туфли и сапожки.

Считается, что башмачный промысел пришел в Талдом из волжского села Кимры. В XVIII веке талдомские ремесленники освоили выделку «кирпичей», мужских башмаков с глиняной прокладкой между подошвой и стелькой, и грубых кожаных сапог — осташей.

Базар в Кимрах. 1920-1928 гг.

Большая улица в с. Кимры. 1910 г.

Со временем ассортимент производства расширился, улучшилось и качество. В XIX веке в Талдоме и окрестностях не в диковинку было шитье уже плисовой и бархатной обуви на меху. Сапожный верстак стоял почти в каждом талдомском доме. Золотой век местного башмачного промысла пришелся на первую четверть ХХ века.

В одном из энциклопедических словарей начала этого столетия село было названо ни много ни мало «столицей башмачной империи», и неспроста: по имеющимся оценкам, каждый 15-й российский подданный — или почти девять миллионов человек — щеголял тогда в обуви талдомского пошива.

Скорняк за работой

Перед революцией в Талдоме действовало свыше 60 одних только обувных мастерских, из которых не менее пяти имели миллионный годовой оборот и десятки — в сотни тысяч рублей. Примем в расчет и тех, кто эту обувь перевозил и ею торговал, тысячи скорняков и валяльщиков в окрестных деревнях и до десяти тысяч башмачников-отходников, сезонно уходивших шить обувь в столицах. Выходит, что в период расцвета башмачного промысла в Талдомском крае в него так или иначе было вовлечено практически все его трудоспособное население.

Башмачники за работой

Обувь шили вручную, по 14–15 часов в день, нередко в тяжелых бытовых условиях, но на любой возраст, пол и кошелек, отличного качества и в колоссальных объемах — до 10 миллионов пар в год! За ней в Талдом приезжали скупщики не только со всей России, но и из Германии, Австрии, Турции, Финляндии.

Башмачки в Талдомском историко-литературном музее

Долгое время главным местом «башмашного» сбыта была специализированная ярмарка в самом Талдоме, в XIX веке проходившая дважды в году. После того как в 1901 году открылась Савеловская железная дорога, обувщики получили возможность круглый год сбывать свою продукцию и в Москве — в одном только 1907 году в столицу из Талдома доставили 350 тысяч пар обуви, или 31 тысячу пудов. «Желающим недорого купить дамские башмаки» писатель Михаил Михайлович Пришвин советовал с утра пораньше отправиться на Савеловский вокзал и за чаем в ближайшем трактире дожидаться состава из Талдома с гарантией, что «через несколько минут после прибытия поезда весь большой трактир наполнится башмачниками с корзинами обуви».

  1. Башмачок в Талдомском историко-литературном музее
  2. Башмачные инструменты
  3. Швейная машинка
  4. Башмачки



Образцы обуви местного дореволюционного производства широко представлены в экспозиции Талдомского музея. Она и сегодня радует глаз вкусом, изяществом и тщательностью отделки — все эти нарядные «гусарики» для годовалых малышей, кожаные на шнуровке пинетки для детей постарше, стильные мужские штиблеты, элегантные женские туфли на каблучке и шнурованные полусапожки — «венгерки» или на пуговицах — «румынки».

Историко-литературный музей в Талдоме

Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!