Большая стройка — завод «Электровоз»

Время прочтения: мин.

В 1930-е годы в Ступино развернулась огромная советская стройка, преобразившая деревню в город. Строители стали новыми горожанами, возводили не только дома и заводы, но и школы, детсады для будущих поколений.

История

Именно строительство завода «Электровоз» привело к образованию современного Ступина. Без этой народной стройки, начатой в 1930-е годы, не было бы и города. А строители, возводившие завод, стали потом первыми горожанами.  

Электрификация железной дороги

Время первых советских пятилеток — период масштабной индустриализации страны, когда необходимо было вывести промышленность СССР на новый уровень.

Железнодорожный мост через Оку в Ступино. 1977 – 1978 гг. Автор фото – sss9sss1

В 1931 году на пленуме ЦК ВКП(б) обсуждался вопрос о реконструкции железнодорожного транспорта во второй пятилетке. Основой его развития должна была стать электрификация. Всесоюзное электротехническое общество (ВЭО) приступило к проектированию электровозостроительного завода. В Москве было создано управление по его строительству. 

Предполагалось, что стройка должна быть ударная, показательная, а успеть все надо было за один год. На строительство завода и построек вокруг было выделено 250 миллионов рублей.

Панорама рабочего посёлка «Электровозстрой» со стороны Акри. 1933 – 1938 гг. Автор фото – sss9sss1

Выбор места для будущего завода

В течение 1932 года шел выбор места строительства. Народный комиссариат тяжелой промышленности рассматривал три варианта размещения завода: Ступино, Бузулук и Уфу. В итоге выбрали Ступино. При принятии этого решения учитывались два фактора —  возможность привлечения квалифицированных кадров и близость Каширской ГРЭС. Решено было строить завод в пяти километрах от железнодорожной станции.


Территория была первозданная — раньше люди тут не селились и поля не возделывали. Управление Электровозстроя заключило договор с Госстройтрестом № 27, которому поручили развернуть строительные работы. В апреле была начата прокладка железнодорожной ветки Ступино — Образцово, откуда собирались брать камень.

Главный корпус Каширской ГРЭС. 1928 г. Фото с сайта mosenergo–museum.ru

Строители нового города

С лета 1932 года стали прибывать строители. К концу года их было уже 600 человек. Для жилья устанавливались временные бараки — их расположение отчасти определило современный облик города. Но даже на бараки не хватало времени, поэтому зачастую обходились землянками.

Двухэтажные дома по ул. Андропова в Ступино. 1934 г. Автор фото – sss9sss1

Условия жизни рабочих проверяли комиссии из Москвы. Несоответствие нормам —например, недостаточное количество воды в пересчете на человека — обнаруживалось довольно часто. Из-за сложностей в налаживании быта строителей сменилось несколько начальников стройки.


Люди, прибывавшие на стройку, приезжали с семьями и детьми — они видели здесь для себя новый дом. Вскоре деревенская школа перестала вмещать всех детей и пришлось строить новую. Та же ситуация произошла и с местной больницей. В 1933 году в районе стройки появился также хлебозавод, баня и прачечная.

Каркасно–засыпные дома на ул. Куйбышева в Ступино. 1936–1937 гг. Автор фото – sss9sss1

К 1933 году стало очевидно, что построить завод в заявленный срок невозможно. Совет народных комиссаров СССР утвердил новый план: запуск производства был назначен на 1936 год, а строительную площадку завода перенесли ближе к станции Ступино. В сентябре 1935 года был утвержден новый генеральный план и смета электрозавода, а в декабре — генплан города.

Смена профиля: от электровозов к самолетам

В конце 1935 года произошло весьма неприятное для строителей и руководства событие — план электрификации был свернут, электровозные стройки закрывались. Для того чтобы сохранить уже созданное и продолжить развивать завод и поселение вокруг, нужно было сменить профиль производства. С этой задачей обратились к Андрею Николаевичу Туполеву, в то время главному инженеру Глававиапрома Народного комиссариата тяжелой промышленности. В феврале 1936 года он посетил Электровозстрой.

Туполев Андрей Николаевич

Однако заместитель наркома тяжелой промышленности уже распорядился свернуть стройку. Недовольство этим рабочие выразили в письме, которое попало к Григорию Константиновичу Орджоникидзе, наркому тяжелой промышленности. Орджоникидзе отменил приказ о закрытии стройки и предложил рабочим выбрать объект строительства на свой вкус. В качестве нового профиля завода рабочие назвали авиационную промышленность. Завод должен был заниматься выпуском винтов изменяемого шага, авиационных турбокомпрессоров и учебно-тренировочных самолетов конструкции Яковлева.

Орджоникидзе Григорий Константинович. 1929 г. Автор фото – Исаак Бродский

Памятник истребителю МИГ–23 в Ступино

В 1936 году «Электровоз» был передан из ведения Главэнергопрома Глававиапрому, которому было поручено развернуть строительство нового авиационного комбината. В 1936 году состоялся пуск производства. Так история «Электровоза» продолжилась как история Авиакомбината № 150.


Похожие истории

Чеховы в Истре

Антон Павлович Чехов неоднократно приезжал в Истру. Здесь жил его брат и гостили другие члены семьи, в местной больнице молодой доктор проходил практику.

Воркутинское кольцо (кольцевая автомобильная дорога Воркуты)

Воркутинское кольцо — автомобильная дорога длиной около 50 километров, которая соединяла шесть поселков, построенных при угольных шахтах в окрестностях Воркуты. Сейчас населенными остаются только два из них.

Сочинские виадуки

Верещагинский и Мацестинский виадуки — не только фyнкциональные сооружения, которые связывают части Сочи, но и изящные украшения города, вершины инженерной мысли и жемчужины южной столицы России.

Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!