Церковь Преображения Господня

Время прочтения: мин.

Московская обл, Талдомский район, село Квашёнки

GPS: 56.809540 , 37.555647

Масштабная каменная церковь с трехъярусной колокольней и световой ротондой в стиле позднего классицизма построена в с. Квашёнки в 1836 г. на пожертвования. Имеет два придела – в честь Владимирской иконы Божией Матери и Николая Чудотворца.

История

Церковь, впервые появившаяся здесь в середине XVIII века, имеет статус объекта культурного наследия регионального значения.

Одно из крупнейших и старейших поселений Талдомской волости, село Квашёнки — сверстник самого Талдома и, как и он, большую часть своей истории было центром скорняжно-кожевенного промысла. Краеведы объясняют происхождение названия села «квашением» — этапом обработки кожи. Поселение раскинулось вдоль старинного Кашинского тракта в девяти километрах к северу от райцентра. В XVII веке оно принадлежало боярам Хитрово, в XVIII столетии — князьям Юсуповым. В конце XIX — начале ХХ века в Квашёнках насчитывалось порядка 500 жителей.

Скорняжно-кожевенный промысел

Первая церковь Преображения Господня появилась здесь в 1736 году как приходская для жителей пяти соседних деревень. Спустя сто лет, в 1836 году, на месте обветшавшего деревянного храма на пожертвования прихожан возвели монументальную каменную церковь под тем же именем с трапезной и трехъярусной колокольней в стиле позднего классицизма. Церковь имела два придела — в честь Владимирской иконы Божией Матери и святителя Николая — и также была приходской для десятка окрестных поселений.

Церковь Преображения Господня в Квашенках. 1917 г.

Архитектура церкви представляет собой трехчастную композицию, увенчанную торжественной световой ротондой. Имя ее создателя история не сохранила. Красавец-храм стоит у единственной дороги от Талдома на Спас-Угол, и весьма вероятно, что по пути в свое родовое имение его не раз посещал Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. В 1912–1916 годах регентом здешнего церковного хора был школьный учитель пения Владимир Моринский (1883–1937), будущий священник, в 2006 году причисленный к лику святых Русской православной церкви как священномученик.

Священник Владимир Александрович Моринский

Приход к власти большевиков не причинил Преображенской церкви большого ущерба, но в 1922 году в ходе развернутой новыми властями богоборческой кампании ее наиболее ценную утварь изъяла специально присланная комиссия. Тем не менее службы в храме продолжались вплоть до его закрытия в конце 1930-х годов. В начале 1941 года разобрали верхнюю часть колокольни и навершие купольной ротонды, сняли кресты; позднее внутреннее пространство церкви перегородили кирпичными стенами, приспособив его под гараж и склад удобрений. На излете советской эпохи заброшенное здание церкви находилось в руинированном состоянии.

Церковь Преображения Господня в Квашенках.

В 1990-х годах при Преображенском храме зарегистрировали церковную общину, в нем начались восстановительные работы, которые сегодня близятся к завершению. Полноценно действующей церковь стала в 2014 году, а годом позднее освятили именной колокол, подаренный храму одним из прихожан.

Церковь Преображения Господня в Квашенках

Похожие места

Старорусский Спасо-Преображенский монастырь

Построил деревянный храм и несколько келий священноинок Мартирий по прозвищу Рушанин. Случилось это при новгородском князе Ярославе Владимировиче, в 1192 году

Петропавловский собор

Храм в стиле барокко освятили в 1774 году. В 1923 году собор был передан «обновленцам» — сторонникам сближения церкви с советской властью. Но в 1935 году собор и кладбище при нем были полностью разрушены.

Свято-Успенский собор Тульского кремля

Сохранившиеся в соборе фрески 1760-х годов стали одним из последних комплексов русского стенного письма ярославской школы

Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!