GPS: 56.309968 , 38.130180
Эпитет «уникальный» в полной мере подходит к каждому зданию в архитектурном ансамбле Троице-Сергиевой лавры. Однако церковь во имя Сошествия Святого Духа на апостолов, именуемая в просторечии Духовской или Сошественской, — вторая каменная постройка обители после Троицкого собора — практически не имеет архитектурных аналогов.
Духовская церковь в Сергиевом Посаде
Храм был построен в 1470-х годах артелью псковских мастеров в характерном для новгородско-псковского зодчества лаконичном стиле, обозначенном в летописях как «церковь иже под колоколы». Это редкий тип храма, совмещенного со звонницей. В подкупольный барабан Духовской церкви встроено небольшое пространство для размещения колоколов. Первоначально звонили в колокола «по-псковски» — раскачивая с земли балки, на которых они были закреплены. В годы осады монастыря польско-литовскими войсками (1608–1610) на звоннице Духовской церкви висел «всполошный» набатный колокол, звавший защитников обители на бой. Духовская церковь — древнейшая из сохранившихся построек данного типа. При возведении церкви для композиционного единства за основу были взяты уменьшенные пропорции Троицкого собора, и даже высота двух церквей одинаковая — 30 метров.
Духовская церковь 1859 г. Фрагмент литографии
Резной декор стен трехапсидного (апсида — алтарный выступ на восточной стене храма) одноглавого храма и высокого барабана перекликается с орнаментом белокаменных стен Троицкого собора. Но построенная на полстолетия позже Духовская церковь выполнена из кирпича, вошедшего к этому времени в употребление, а не из белого камня. В оформлении внешнего облика церкви чувствуется влияние итальянских мастеров, присутствие которых в Московии конца XV века возросло. Исследователи указывают на сходство гирлянд с полуколоннами на стенах храма с декором греческой церкви Пресвятой Богородицы в Мистре (1428).
Внутреннее убранство Духовской церкви в Сергиевом Посаде
На протяжении первых веков существования церкви ее внутренние стены оставались чистыми и были расписаны лишь в 1655 году по указу патриарха Никона и на выделенные им средства. Украшение церкви продолжил митрополит Московский Платон (Левшин), заказавший в 1778 году для церкви иконостас. В XIX веке он был заменен на иконостас розового дерева, выполненный в мастерских Лавры.
Внутреннее убранство Духовской церкви в Сергиевом Посаде
Рака с мощами Максима Грека 2001 г.
Источник: © Официальный сайт Свято–Троицкой Сергиевой Лавры
Источник: © Retro View of Mankind's Habitat
Источник: © сайт «wiki2» – Переиздание Википедии
Источник: © Официальный сайт Свято–Троицкой Сергиевой Лавры
Источник: © Википедия. Свободная энциклопедия
Источник: © «Домострой» – предприятие Лаврентьевых
Источник: © Официальный сайт Свято–Троицкой Сергиевой Лавры
Источник: © Фотобанк Фотодженика