GPS: 44.748716 , 33.881475
Если главной достопримечательностью Бахчисарая является Ханский дворец, то жемчужиной самого дворца, безусловно, выступает Фонтан слёз. Его создание приписывается знаменитому османскому зодчему Омеру.
Фонтан был воспет Пушкиным в бессмертной поэме «Бахчисарайский фонтан», опубликованной в 1824 году. Вода из его источника изливается по каскаду девяти чаш, после чего падает на дно. В османско-мусульманской традиции такая конструкция называется «сельсебиль» — райский родник, что подтверждается надписью на портале фонтана. По преданию, он был сооружён ханом Крым-Гиреем (1716–1769) в память о преждевременно умершей жене-христианке Диляры-бикеч (по легенде гречанки или грузинки).
После публикации поэмы Пушкина возобладала версия о польском происхождении царицы, которую поэт назвал Марией. Восьмигранный купольный мавзолей умершей в 1764 году Диляры-бикеч примыкает к южной стене дворца и входит в дворцовый ансамбль. Предполагается, что и фонтан, создание которого приписывается знаменитому османскому зодчему Омеру, также первоначально был установлен у стены мавзолея.
Он был перенесён в фонтанный двор при ремонте дворца к приезду Екатерины II в 1787 году. Хотя архитектура подобного рода фонтанов широко распространена на Ближнем Востоке, а во дворце имеется его «двойник», многие особенности строительства делают это сооружение уникальным. В частности, установлено, что памятник является составным — он содержит элементы других сооружений.
Пышная надпись на верхней части фонтана в честь хана Крым-Гирея, скорее всего, перенесена с другого городского источника. Фасад памятника выполнен из мрамора и украшен богатой резьбой с растительным орнаментом и многочисленными символическими изображениями.
Благодаря строкам Пушкина «Фонтан любви, фонтан живой! / Принёс я в дар тебе две розы…» зародилась и продолжается традиция ежедневно помещать на верхнюю чашу фонтана два цветка красного и белого цвета. Рядом с Фонтаном слёз в фонтанном дворике находится также Золотой фонтан, построенный при хане Каплан-Гирее в 1733 году, который предназначался для омовения хана при посещении им малой дворцовой мечети.