GPS: 56.111849 , 69.511705
Возникновение железнодорожной станции Ишим связано с появлением ветки Транссибирской магистрали в направлении Тюмень — Омск. Строительство этой железнодорожной линии началось в 1909 году и продолжалось до осени 1913 года. Она оказала огромное влияние на развитие юга Тобольской губернии и города Ишима. Важную роль в принятии решения о строительстве сыграли исследователь Сибири и Тобольский вице-губернатор Александр Ипполитович Дмитриев-Мамонов, а также Тюменский городской голова Андрей Иванович Текутьев.
Открытие вокзала станции Ишим. 1913 г.
Одновременно со строительством железнодорожных путей велось возведение станции и здания вокзала. Были построены паровозное депо, вагонный сарай и складские помещения, включая ледник для хранения масла. Через реку Ишим был сооружён железнодорожный мост по проекту инженера Евгения Карловича Кнорре. В 19 верстах от Ишима в сторону Омска был возведён виадук через Черемшанский овраг. Для вырубки леса и укладки земляного полотна подрядчики нанимали крестьян из окрестных деревень.
Железнодорожный мост через реку Ишим. 1980-е гг.
Портрета Е. К. Кнорре, инженер-строитель,
руководитель работ по сооружению мостов на Сибирской железной дороге. ХХ в.
Виадук через Черемшанский овраг. 1980-е гг.
Рабочее движение по Тюмень-Омской железной дороге началось в 1911 году, когда в Ишим прибыл первый поезд, состоящий из небольшого паровоза и трёх вагонов. В честь этого события был организован молебен и торжество, собравшее множество празднично одетых людей. Железнодорожный путь был украшен триумфальной аркой с национальными флагами и зелёными гирляндами. Регулярное движение поездов началось осенью 1913 года. Управление Ишимского железнодорожного узла осуществлялось из Омска. Начальником шестого участка пути станции стал Н. П. Калугин, а начальником линейной станции Ишим — В. Д. Брант.
Встреча первого паровоза в Ишиме. Конец XIX - начало XX вв.
В 1913 году со станции Ишим отправилось 328 поездов, прибыло 412, мимо прошло 304 поезда. Было отправлено 418 тысяч пудов грузов, а прибыло свыше 1 миллиона пудов. В 1914 году грузооборот увеличился до 2 546 000 пудов. Активизировалось пассажирское движение: за 1913 год было продано 8 тысяч железнодорожных билетов, а с почтового отделения станции отправлено почти 114 тысяч телеграмм.
Вид на станционный комплекс с водонапорной башней
Во время Великой Отечественной войны станция Ишим играла важную роль в обеспечении военных перевозок и ремонте паровозов, в том числе повреждённых в результате обстрелов. Рабочие депо построили бронепоезд «Патриот», а вместе с вагонным депо — два поезда-бани с прожарочными камерами. Ишимские железнодорожники сформировали две колонны паровозов особого резерва Наркомата путей сообщения.
Митинг трудящихся перед отправкой бронепоезда на фронт в 1943 году. 1950-1955 гг.
Внешний вид поезда-бани, построенного железнодорожниками Приморья для фронта. 1942 г.
Сегодня железнодорожная станция Ишим первого класса относится к Тюменскому отделению Свердловской железной дороги — территориальному филиалу ОАО «РЖД». В границах станции находятся локомотивное депо, обслуживающее грузовые поезда на участках Ишим — Войновка и пассажирские поезда на участке Ишим — Тюмень, вагонное депо, дистанция пути, восстановительный и пожарный поезда, грузовой двор. Станция имеет две островные и одну боковую платформы, к ней примыкают 23 подъездных пути. Она обслуживает грузоотправителей и получателей Ишима, а также шести прилегающих районов области.
Локомотивное депо станции Ишим. 1970-е гг.
В 1974 году на Ишимской дистанции пути был уложен бесстыковой путь на железобетонных шпалах. В сентябре 1984 года город встречал первый поезд на электрической тяге. В 2022 году дистанции пути было присвоено имя почётного железнодорожника Каримуллы Нафиковича Андрашитова, который руководил ею с 1974 по 1989 год.
Грузовой поезд на железно-дорожном полотне станции Ишим. 1960-1970-е гг.
Центральным объектом станции является железнодорожный вокзал. Его открытие в Ишиме совпало с началом регулярного движения поездов – 1 ноября 1913 года. В этот день перрон был полон радостных зрителей, здание вокзала украсили сосновыми ветвями, цветными фонарями, государственными флагами и плакатами с именами царей и императоров правящей династии. На боковых ризалитах здания были размещены даты: 1613 и 1913. Открытие дороги приурочили к празднованию трёхсотлетия императорского Дома Романовых.
Император Николай II в вагоне царского поезда. 1917 г.
Вокзалы того времени были типовыми. Станция Ишим относилась к третьей категории, поэтому здание вокзала должно было соответствовать установленным требованиям. Оно представляло собой объёмное сооружение в стиле модерн из красного кирпича с небольшими башенками. Фасады были облицованы отборным кирпичом с расшивкой швов. Вокруг железной кровли имелся кирпичный парапет, пилоны которого были связаны кованой ажурной решёткой. Со стороны перрона над центральным ризалитом был установлен деревянный флагшток, на котором развевался вымпел Министерства путей сообщения с государственным флагом и эмблемой МПС — перекрещенными топором и якорем.
Здание вокзала станции Ишим
Вход на перрон в прежнее время разрешался только по билетам или за отдельную плату, поэтому платформа была огорожена забором из деревянных брусьев с перекрестиями. Однако ограждение прослужило недолго — в пору Гражданской войны его использовали для отопления вагонов воинских эшелонов. Перрон, как и вокзал, освещался керосиновыми фонарями. У входа в здание до 1960-х годов висел колокол, извещавший об отправления поезда.
Изначально вокзал имел два зала ожидания: один для пассажиров первого и второго классов, другой для третьего класса, а также билетные кассы, багажное отделение, почту и телеграф, контору начальника станции, буфет и сторожку. Были предусмотрены «дамская комната» и уборные. В пристрое с западной стороны находился приёмный покой для больных. Интерьер вокзала был сдержанным: окрашенные стены и деревянные панели, выкрашенные масляной краской под дуб, над дверными проёмами — картуши. Дверные полотна были изготовлены из массива дерева в стиле модерн, а пол в большинстве помещений выложен керамической плиткой, произведённой заводом Бергенгейма в Харькове. Все эти элементы сохранялись до реконструкции вокзала в 2003 году, после которой историческое убранство было утрачено. Прежний бело-голубой вокзал с массивными перронными часами и фигурно обрезанными деревьями остался лишь в памяти ишимцев.
В. А. Чупин. Вокзал Ишима. 1998 г.
Сегодня вокзал представляет собой современный комплекс с широким набором услуг. Здесь есть зал ожидания, санитарно-бытовые комнаты, автоматическая камера хранения, отправка и выдача малогабаритных почтовых отправлений. Предоставляются информационно-справочные услуги, зарядка мобильных устройств, есть комнаты длительного отдыха. Здание оборудовано для беспрепятственного передвижения маломобильных граждан.
Здание железнодорожного вокзала
Ишимский вокзал помнит ряд крупных исторических событий и известных личностей. В апреле 1918 года мимо станции проследовал поезд с императором Николаем II, его супругой Александрой Фёдоровной и их дочерью Марией в сторону Омска и потом обратно — в сторону Екатеринбурга. В июне 1934 года Ишим встречал героев «Челюскинской» эпопеи, следовавших в столицу на литерном поезде. В 1942 году отсюда отправлялись эшелоны с бойцами 229-й стрелковой дивизии, сформированной в Синицынском бору, которая летом того же года приняла бой с фашистскими войсками под Сталинградом. В июле 1957 года через Ишим прошли поезда с участниками VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве.
Железнодорожный вокзал и прилегающая к нему большая площадь стали главными воротами Ишима. Когда-то здесь был прекрасный парк, возникший на месте природного берёзового массива, служившего излюбленным местом отдыха железнодорожников ещё до революции. Через парк от площади к городу тянулась широкая просека, со временем превратившаяся в центральную улицу Карла Маркса. В 1950-е годы парк был благоустроен: появились аллеи со скульптурами, деревянными павильонами, беседками и монументальной входной аркой.
Здание железнодорожного вокзала на Привокзальной площади Ишима
К концу 1980-х годов парк был преобразован и на его территории установили памятник Ленину, а часть деревьев вырубили. Вместо старых насаждений возникло просторное освещённое пространство с фонтаном и солнечными часами, выполненными в виде белоснежной птицы. В 2011 году композиция с птицей была перенесена, и на её месте установили четыре плиты рядом с гранитной колонной, на которых увековечены важные события в истории Ишима и его гербовые символы.
Ишим, привокзальная площадь, колонна с барельефами о истории города
Источники:
© Железнодорожный мост через реку Ишим. 1980-е гг. Государственный каталог музейного фонда РФ
© Виадук через Черемшанский овраг. 1980-е гг. Государственный каталог музейного фонда РФ
© Локомотивное депо станции Ишим. 1970-е гг. Государственный каталог музейного фонда РФ
© Император Николай II в вагоне царского поезда. 1917 г. Государственный каталог музейного фонда РФ
© Здание вокзала станции Ишим. Государственный каталог музейного фонда РФ
© В. А. Чупин. Вокзал Ишима. 1998 г. Государственный каталог музейного фонда РФ