Историческая справка о городской железнодорожной станции

Время прочтения: мин.

Свердловская область, г. Ирбит, ул. Вокзальная, д. 15

GPS: 57.671537 , 63.044647

Железная дорога появилась в городе в 1916 году, к открытию Ирбитской ярмарки. На сегодняшний день станция Ирбит относится к Свердловской железной дороге.

История

Появление железнодорожной станции Ирбит стало возможным благодаря строительству Северо-Восточной Уральской железной дороги. Оно шло в период с 1914 по 1916 год. Вела эта дорога из Екатеринбурга в Тавду.


В конце XIX века в России активно строились железные дороги. Ещё с 1860-х годов велось обсуждение прокладки путей через Ирбит. В начале 1880-х годов к этому подошли ближе всего — был разработан план строительства железной дороги Нижний Тагил — Ирбит — Тобольск. Ярмарка в Ирбите склоняла чашу весов в пользу этого проекта. Но возникший кризис ярмарочной торговли привёл к принятию другого решения, а именно строительства магистрали Екатеринбург — Тюмень (1883–1885), где станция Ирбит не предусматривалась.

Свою роль в появлении железной дороги в Ирбите сыграл Дмитрий Иванович Менделеев. В 1899 году он приехал на Урал для изучения металлургии, горного дела и лесного хозяйства. В ходе работы стало очевидно, что горнозаводским предприятиям необходимо больше топлива. Принимая во внимание эти доводы, в 1900 году Департамент железнодорожного строительства Министерства путей сообщения принял решение о строительстве железнодорожной линии Невьянск — Алапаевск — Ирбит — река Тавда. Это решение обрадовало ярмарочный комитет. Его глава направил в министерство предложение о возможном привлечении частного капитала для строительства этой дороги в случае трудностей с казённым финансированием. 



Принятие решения долго откладывалось вплоть до 1910 года, когда проект снова был рассмотрен и наконец принят. Акционерное общество Северо-Восточной Уральской железной дороги было утверждено в 1911 году Николаем II. Финансирование строительства дороги осуществлялось с привлечением нескольких банков. Контракт подписали в 1912 году, к строительству приступили в 1913 году. К открытию зимней Ирбитской ярмарки 1916 года было запущено пассажирское сообщение с Екатеринбургом.



Построенное в 1915 году здание вокзала выполнено в стиле неоклассицизма. Симметричное строение украшено портиками с четырьмя полуколоннами. Даже проехавшие по городам всего Восточного Урала пассажиры не встретят второй такой вокзал. Сегодня это здание существует в первоначальном виде, его недавно отремонтировали, но не перестраивали. Рядом с вокзалом находится привокзальная площадь. Здесь планируется установить бюст Ивана Александровича Лопаткова — ирбитского городского головы, председателя ярмарочного комитета, добившегося проведения в городе железной дороги.


госкаталог

госкаталог

В настоящий момент железнодорожная станция Ирбит относится к Свердловской железной дороге. Действует регулярное пассажирское сообщение. Ирбит — одна из промежуточных станций на пути следования поезда Екатеринбург — Устье-Аха. Также здесь останавливается пригородный поезд Егоршино — Тавда. В августе 2023 года акционерным обществом «Свердловская пригородная компания» по случаю Ирбитской ярмарки запущен туристический поезд. Он носит название «Ирбитский экспресс» и ходит по маршруту Екатеринбург — Ирбит. Один вагон, рассчитанный на 60 посадочных мест, оснащён комфортабельными креслами с регулируемым наклоном спинок сидений. Пассажиры экспресса в пути имеют возможность посмотреть фильмы, рассказывающие об истории Ирбитского района и местной ярмарки.




Похожие места

История Тамбовского вокзала

Каменное здание пассажирского вокзала Тамбов-I построено в 1870 году. Первоначально оно внешне напоминало крепость, но в ходе реконструкции и модернизации приобрело более современный облик.

Историческая справка о железнодорожной станции Раненбург

Здание железнодорожного вокзала станции Раненбург находится в Чаплыгине. Название станции сохранилось с XIX века, несмотря на переименование самого города в 1948 году.

Железнодорожная станция Йошкар-Ола

Железная дорога пришла в Йошкар-Олу в конце 1920-х. Но еще в сентябре 1905 года царевококшайское земство признало желательным проведение железной дороги от Казани через Царевококшайск на Яранск и Котельнич до соединения с Северной железной дорогой.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!