Железнодорожная станция Котлас-Южный

Время прочтения: мин.

Архангельская область, г. Котлас, ул. 7-го съезда Советов, д. 55

GPS: 61.256921 , 46.629399

В середине XIX века появилась необходимость строительства железнодорожной ветки для соединения Котласа с Архангельском, что произошло в 1899 году с завершением ветки Пермь — Котлас. Эта железная дорога стала ключевым транспортным узлом, сыгравшим важную роль в развитии города и поддержке грузоперевозок во время Великой Отечественной войны.

Историческая справка

Необходимость строительства железнодорожной ветки с переходом на речной транспорт до Архангельска стала очевидна ещё в середине XIX века. Впервые такая потребность была задокументирована в 1858 году. Инициативу разведки пути и строительства предложило купеческое собрание, а затем идею поддержал архангельский губернатор С. П. Гагарин. Купцы вложили средства в разведку местности и разработку проекта. В 1868 году Котлас был признан наиболее подходящим конечным пунктом железной дороги на пути к Архангельску. С. П. Гагарин направил проект в Министерство путей сообщения, однако царское правительство не дало разрешение на строительство. За этим последовало ещё несколько проектов, но все они также были отклонены.


Саратовский губернатор князь С. П. Гагарин. 1870 г.


В 1894 году необходимость строительства железной дороги Пермь — Котлас была признана на высшем государственном уровне: император Александр III издал высочайшее повеление «Об изыскании железнодорожного пути от Перми до Котласа». Было решено, что железная дорога будет строиться за государственный счёт, а не передаваться в частные руки. В экспедицию для разведки пути отправился один из выдающихся государственных деятелей своей эпохи — С. Ю. Витте.


Портрет С. Ю. Витте. В. А. Бобров. 1986 г.



13 мая 1895 года было утверждено строительство новой ветки железной дороги от станции Пермь до пристани Котлас на Северной Двине. Строительство включало две ветки: Пермь — Вятка, соединяющая «Великий Сибирский путь» с Санкт-Петербургом и Москвой, и Вятка — Котлас для дальнейшей речной доставки грузов в Архангельск. В 1899 году строительство было завершено. Так возникла современная станция Котлас-Южный. 


Станция Котлас. Вокзал. Начало ХХ в.

Её появление стало поворотной точкой в истории Котласа, так как благодаря станции город начал активно развиваться экономически, увеличилось население, и поселение получило статус города. Без станции это было бы невозможно. Котлас стал перевалочным пунктом для сибирской пушнины и пшеницы, а также множества других товаров, которые направлялись в Архангельск, а затем морским путём на внешний рынок.


Началось освоение Михейкова острова, где позднее возник посёлок Лименда. Перевозка угля потребовала строительства в 1914–1915 годах нового железнодорожного ответвления от станции Котлас на остров для перегрузки вагонов. После Революции 1917 года значение этой железнодорожной ветки возросло. В 1930-е годы значительно увеличились объёмы грузоперевозок и количество паровозов. В 1936 году на станции Котлас появились мастерские по ремонту вагонов, которые впоследствии стали крупным вагоноремонтным предприятием.

Посёлок Лименда. Улица имени адмирала Ушакова. 1964 г.

В 1937 году советская власть постановила начать строительство Северо-Печорской железной дороги, которая должна была проложить путь из Котласа в Воркуту. Дорога предназначалась для перевозки промышленных грузов: угля, нефти, леса и прочих материалов. Основной этап строительства пришёлся на 1940–1942 годы. Дорогу строили заключённые ГУЛАГа. Открытие этой дороги в 1942 году сыграло важную роль в улучшении логистики и обеспечении победы в Великой Отечественной войне. Регулярное сообщение по этой ветке началось в 1950 году. В 1959 году Печорская железная дорога вошла в состав Северной железной дороги.


Посёлок Лименда. Здание заводоуправления

Современное здание железнодорожного вокзала станции Котлас-Южный было построено в 1957 году. Оно является памятником неоклассицизма с характерными архитектурными элементами, такими как симметрия, колоннада и фронтоны. На момент постройки вокзал имел всю необходимую инфраструктуру: удобные диваны, фонтаны с питьевой водой, почтовое и телеграфное отделение, комнаты отдыха и другие удобства. Перед зданием вокзала находилась благоустроенная площадь.


Памятник В. И. Ленину на привокзальной площади железнодорожной станции «Котлас Южный»


В 1968 году произошёл перевод пассажирских перевозок с паровозной на тепловозную тягу. В 2011 году было упразднено Сольвычегодское отделение Северной железной дороги, к которой относился Котлас. Вместо него было создано территориальное управление Сольвычегодского региона Северной железной дороги, которое стало частью ОАО «РЖД».


 Железнодорожная станция «Котлас Южный»

В настоящее время пассажиропоток станции Котлас-Южный составляет более тысячи человек в день. Помимо этой станции в городе также находятся станции: Котлас-Северный, Котлас-Узловой, Большая Слободка и другие.


Похожие места

Историческая справка о вокзале Петровска-Забайкальского

Вокзал Петровска-Забайкальского — важный исторический объект. Он связан с развитием Транссибирской магистрали и играл ключевую роль в становлении города. Комплекс вокзальных построек признан памятником архитектуры регионального значения.

Вокзал Южно-Сахалинска

Железнодорожное строительство на Сахалине началось в 1906-м — с рождением японского города Тоёхара близ русской Владимировки.

Историческая справка о железнодорожной станции и вокзале

Станция обеспечила курорту приток туристов с конца XIX в. Вокзал находится в центре города и представляет собой масштабное одноэтажное здание в старорусском стиле.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!