Железнодорожная станция Мурома

Время прочтения: мин.

Привокзальная площадь имени Н. Ф. Гастелло, 5

GPS: 55.563971 , 42.016919

Вокзал на главной муромской станции построен в 1912 году в стиле неорусского модерна. Здание органично вписывается в исторический ландшафт древнего города. Сегодня это не только транспортный центр, но и памятник культуры и истории.

Железнодорожная линия до Мурома

Уже в конце 1840-х годов возникли замыслы соединить Муром с Москвой железной дорогой. Однако прямой дороге до столицы не суждено было появиться. Развитие местной «чугунки» пошло по другому пути — отдельную линию присоединили к одной из более крупных железных дорог. Такой дорогой стала Московско-Нижегородская, проходившая через Ковров. Сюда и протянули линию от Мурома.

Строить линию начали в 1870-х годах, а уже в 1880 году открыли грузовое и пассажирское движение. Спустя пять лет Муромская железная дорога стала государственной, а в 1895 году ее объединили с Московско-Нижегородской и Московско-Курской железными дорогами. В наши дни она входит в состав Горьковской железной дороги — одного из филиалов РЖД. Появление Муромской железнодорожной линии сказалось на всей жизни уезда. Теперь местным сырьем — лесом и железом, а также хлебом — можно было легко снабдить крупные промышленные центры, а другие товары могли попадать на Нижегородскую ярмарку.

Здание вокзала

Первый вокзал в Муроме разместился на западной окраине города, в районе современного Владимирского шоссе. В советские годы его разобрали. Теперь на его месте находится грузовая станция Муром II, а пассажиры попадают в город через другой вокзал. Он построен в 1912 году, когда Муром был напрямую соединен с Москвой. Тогда через древний город прошла магистральная линия Московско-Казанской железной дороги от подмосковной станции Люберцы до Казани. В 1916 году заработали паровозные мастерские.


Старый вокзал в Муроме. 1910 г.

Вокзал Московско–Казанской железной дороги. 1912–1916 гг.

Архитектура вокзала

Предполагают, что к проекту вокзала мог быть причастен знаменитый Алексей Викторович Щусев, который служил в те годы архитектором Московско-Казанской железной дороги. Однако построил здание Модест Александрович Дурнов — художник, участник группы «Мир искусства», поэт и архитектор, друг Константина Дмитриевича Бальмонта, видная фигура в московской культурной жизни начала XX века.


Модест Александрович Дурнов. Ранее 1686 г.

Железнодорожный вокзал в Муроме. 1910-е гг.

Железнодорожный вокзал в Муроме. 1910-е гг.

С самого момента постройки вокзал сделался одной из главных достопримечательностей Мурома. Здание, выполненное в неорусском изводе стиля модерн, напоминает то ли терем, то ли средневековую крепость. Оно органично вписывается в ландшафт старинного города. Стены с большими решетчатыми окнами, выглядящие с улицы как легкие крытые галереи, заканчиваются объемными угловыми башнями, слегка сужающимися кверху. Центральный вход оформлен парадным крыльцом с гранеными колоннами. Фасад живописно украшен майоликовыми вставками.



Вокзал в Муроме. 1912 г. Автор фото – Н.А. Демчинский

Вокзал железнодорожный в Муроме. 2017 г. Автор фото – Смирнов Артем Вячеславович

Вокзал сегодня

Сегодня вокзал Мурома — станция Муром I — относится к первому классу и остается одним из крупных железнодорожных узлов региона. Через него следует 20 пар пассажирских поездов дальнего следования, в том числе девять ежедневных. Здание вокзала причислено к памятникам истории и культуры регионального значения. Неподалеку от него установлен камень с памятной табличкой в честь Николая Карловича фон Мекка — известного русского промышленника, председателя правления Общества Московско-Казанской железной дороги в 1892–1917 годах, который много сделал для развития стальных путей России.

Железнодорожный вокзал ст.Муром. 2015 г. Автор фото – evgen tch2

Станция Муром–1 Горьковской железной дороги

Похожие места

Историческая справка о городской железнодорожной станции

Появление железной дороги полностью изменило уклад жизни небольшого поселения, которым на тот момент было Ярцево. Железнодорожные пути, прошедшие через Смоленскую губернию в 1868 году, связали порты Балтики с центральными регионами Российской империи.

Железная дорога и вокзал

Первый поезд прибыл на спасскую станцию летом 1894 года. Впоследствии этот железнодорожный узел стал важным транспортным звеном для соединения европейской части России с Дальним Востоком.

Историческая справка о городской железнодорожной станции и вокзале

Кизлярский железнодорожный вокзал был построен в 1915 г. и с тех пор неоднократно реконструировался. Вокзал является важным транспортным узлом, обеспечивающим железнодорожное сообщение с другими регионами.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!