GPS: 56.621782 , 47.880130
Со времени постройки Кавказской оборонительной линии в XVIII столетии путь от Ростова-на-Дону до Владикавказа, главного опорного пункта России на Кавказе, проходил через Ставрополь.
Однако задуманная в 1860-е железная дорога оставила Ставрополь в стороне: утвердили проект «чугунки», проходившей по наименее гористой местности, богатой черноземом, что открывало новые перспективы для региона.
Однако город остро нуждался в дешевом и быстром транспорте, чтобы завозить промышленные изделия и лес из Центральной России и поставлять туда продукцию, в изобилии производившуюся на Ставрополье: пшеницу, ячмень, муку, картофель, лен, подсолнечник, скот, кожевенные, винодельческие, воскобойные изделия, продукты известкового, стекольного, кирпично-черепичного, чугунно-литейного производств.
Только в 1889 году удалось добиться от Общества Владикавказской железной дороги согласия на проведение ветки к Ставрополю от станции Кавказская. Дорогу проектировал инженер В. Воробьев, а строительство осуществляла французская фирма. Прошло еще долгих восемь лет, и 1 января 1897-го железную дорогу к Ставрополю открыли.
Здание вокзала 1897-1910
Путь до станции Кавказская из Ставрополя занимал пять часов. Далее можно было доехать до Ростова-на-Дону и Екатеринодара. Состав тянул пятиосный паровоз-«компаунд», работавший по системе двойного расширения пара, прогоняемого по двум цилиндрам. Это была прогрессивная и экономичная система устройства двигателя, разработанная специально для поездов Владикавказской железной дороги по образцу американских. Она идеально подходила для движения тяжелых пассажирских поездов по пересеченной местности с крутыми подъемами и резкими поворотами.
Здание вокзала 1923
Место для здания железнодорожного вокзала выбрали на обширном пустыре в центре города, у Ярмарочной площади, где издавна велась оживленная торговля. Кроме того, на станции выстроили депо с поворотным кругом, пакгаузы, водокачку, мастерские и другие служебные постройки.
Здание вокзала 1900-1917
Здание вокзала спроектировали местные архитекторы Михаил Бржезицкий и Семен Лазарев. Строение с двумя высокими зубчатыми башнями по концам, создающими эффект въезда в замок, было сложено из красного кирпича. Тяжеловесные элементы архитектурного декора зрительно соединяли станцию с расположенной на Николаевском проспекте триумфальной аркой «Тифлисские ворота».
Первое вокзальное здание прослужило городу почти полвека. Оно могло бы функционировать еще столько же, но в период оккупации было взорвано гитлеровцами. После освобождения города жители приступили к восстановлению вокзала. Сильные разрушения не позволили реставрировать старое здание, поэтому московский архитектор Николай Дмитриевич Чекмотаев создал новый проект. Уже через четыре года вокзал принял первых путешественников.
Здание вокзала 1956-1957
Несмотря на некоторые переклички с прежним зданием (два башнеобразных завершения фронтона со стороны привокзальной площади, удлиненные арки), станция значительно отличается от предшественника. Новое здание более легкое, устремленное ввысь. Эти качества ему придают не только архитектурные приемы, но и колеровка — небесно-голубая со множеством белых деталей. Вокзал напоминает грандиозный изящных пропорций дворец. Перед ним проспект Карла Маркса делает петлю. Этот участок называется Вокзальной улицей. Петля окольцовывает площадь, в центре которой устроен просторный сквер, не скрывающий красоты здания.
Здание вокзала
Здание вокзала
Источник: https://pastvu.com/p/1653871
Источник: https://photogenica.ru/zoom/PHX239001972/
Источник: https://stav26.livejournal.com/1044580.html
Источник: https://pastvu.com/p/675849