Железнодорожный вокзал Армавира

Время прочтения: мин.

Именно железная дорога способствовала превращению малоизвестного аула Армавир в значительный город Российской империи. В XIX веке подобное не было редкостью, тогда как крупные торговые центры, не связанные с новыми транспортными артериями, неуклонно хирели.

История

Железная дорога пришла в Армавир в 1875-м. И уже в следующем году аул приобрел статус села, которое стало быстро развиваться — его облику позавидовали бы многие города. Первый вокзал Армавира был типовым вокзальным зданием III класса на Ростово-Владикавказской железной дороге. Здесь были две пассажирские платформы и небольшое одноэтажное здание из кирпича. Тогда же выстроили депо для ремонта паровозов, состоявшее из двух «стойл» и водонапорной башни. Практически сразу станция стала давать одни из лучших показателей по объемам перевозок среди всех 37 станций железной дороги.

Вид со стороны села на железнодорожный вокзал в Армавире. До 1917 г.

Железнодорожный вокзал в Армавире. До 1917 г.

К сожалению, во время Великой Отечественной войны все вокзальные строения были полностью разрушены. Восстановительные работы начали вести еще в 1944-м. Новый вокзал стал значительно вместительнее и комфортней. Изменился и облик здания, построенного в стиле сталинского ампира. Когда-то интерьеры даже украшала настенная живопись (предположительно, работы художников-монументалистов Евгения Евгеньевича Лансере и Леонида Евгеньевича Фейнберга). От прежнего величия интерьеров, к сожалению, почти ничего не сохранилось. Сейчас это вокзал Армавир-Ростовский, который местные жители предпочитают называть Армавир-1. Вокзальный комплекс узловой станции Северо-Кавказской железной дороги разместился на 10,6 тысячи квадратных метров. Здесь расположились кассы, камеры хранения, залы ожидания, гостиница, пункт экспресс-доставки.

Железнодорожный вокзал в Армавире. 1942 г.

Железнодорожный вокзал в Армавире. 1943 г.

Железнодорожный вокзал в Армавире. 1943 г.

В 1908 году в связи с появлением ответвления железной дороги на Туапсе возникла необходимость в строительстве еще одной станции — Армавир-Туапсинский, или же Армавир-2. Ее стали возводить по инициативе Петра Николаевича Перцова, основателя Акционерного общества Армавир-Туапсинской железной дороги. Первый состав пришел в город 31 августа 1910-го, но официальное открытие дороги произошло только в 1915 году. Транспортная связь Армавира, расположенного за сотни километров от Черного моря, с портовым городом подстегнула его экономическое развитие. Деревянное здание вокзала, построенное тогда же, было уничтожено в Великую Отечественную войну.

Здание вокзала станции «Армавир–Туапсинской железной дороги» . 1952 г.

Центральный вход вокзала «Армавир–2»

В 1951-м началось строительство нового кирпичного помещения. Это симметричное одноэтажное оштукатуренное здание с двумя одинаковыми фасадами как со стороны путей, так и с привокзальной площади. Его архитектура эклектична, но имеет хорошо читаемые отсылки к классицизму. Нарядный портик треугольной формы, членение фасада парными полуколоннами с коринфскими капителями, рустовка пилястров создают нарядный, запоминающийся и легкий силуэт здания. В его интерьере сохранились отдельные первоначальные элементы убранства. Вокзал стал достойным украшением города.

Станция Армавир–Ростовский

Здание железнодорожного вокзала станции «Армавир – II». 1960-е–1970-е гг.

Похожие истории

Как железные дороги изменили Россию

Сейчас сложно представить, как существовала наша огромная страна без сети железных дорог. Начав свою историю в 1837 году, железные дороги России стремительно развивались и влияли на жизни сотни тысяч людей.

Вокзал Ступино

Железная дорога в Ступино появилась в 1900 году и связала Москву и Каширу. Вокзал возвели спустя три года, а в 1930-х деревянное здание перестроили в современное, сочетающее классицизм со сталинским ампиром. 

Вокзал как эпоха

К 1867 году Иваново, Шуя и Вичуга уже определились как крупнейшие центры текстильной промышленности России. Спрос на продукцию рос быстро, число занятых в производстве и торговле увеличивалось ещё быстрее, а обозы продолжали тянуться до Москвы бесконечно долго…

Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!