GPS: 55.743041 , 37.566494
Материалы подготовлены ИРИ РАН
Первое здание Брянского вокзала — такое название он носил до 1934 года — открыли летом 1899-го, когда 1 августа от его перрона отправился поезд Москва — Брянск. Вокзал построили по инициативе Общества Киевско-Воронежской железной дороги, которое четырьмя годами ранее решило построить линию Брянск — Москва и таким образом превратить свою железнодорожную сеть в Московско-Киевско-Воронежскую железную дорогу.
Вокзал станции «Москва» в день открытия Московско-Брянской железной дороги. 1899 г.
Пассажирская станция, как и некоторые другие московские вокзалы в то время, первоначально представляла собой довольно невзрачное одноэтажное сильно вытянутое здание.
Место для вокзала было выбрано в Дорогомиловской слободе на западе города, на правом берегу Москвы-реки. Эту слободу издавна населяли ямщики, которые обслуживали гоньбу по Смоленской дороге. Уже с конца XVIII века Дорогомилово связывал с городом наплавной мост, который в 1837 году в честь юбилея Отечественной войны 1812 года назвали Бородинским. Тридцать лет спустя на этом месте построили постоянный каменный мост с ажурными металлическими фермами.
Дорогомиловский мост. 1860-1867 гг.
С открытием Брянского вокзала Бородинский мост стал слишком узким для уплотнившегося дорожного движения. Но из-за грядущего 100-летнего юбилея Отечественной войны 1812 года решили не просто расширить мост, но превратить его в мост-памятник. Новый Бородинский мост, открытый в 1912 году, украсили военными атрибутами и памятными досками с именами героев этой войны.
Бородинский мост. 1868 г.
Тогда же решили перестроить и сам вокзал и оформить его в соответствии с образом памяти об Отечественной войне. Вокзал строился в 1914–1918 годах, а окончательная отделка продолжалась до 1920 года.
Здание вокзала, автором проекта которого был архитектор и инженер Иван Иванович Рерберг, построили в неоклассицистическом стиле с элементами ампира. Этот стиль был характерен для эпохи войн с Наполеоном. Украшением вокзала стала 51-метровая башня с часами, декорированная скульптурами орлов, напоминающими тех, что украшают памятники на Бородинском поле.
Иван Иванович Рерберг
Прекрасным инженерным решением, в котором принял участие знаменитый архитектор и ученый Владимир Григорьевич Шухов, стал огромный дебаркадер — закрытое пространство с перронами, имеющее остекленное арочное покрытие, длиной 321 метр, шириной 48 метров и высотой 28 метров.
Дебаркадер Брянского вокзала . 1917-1918 гг.
В последующие десятилетия Киевский вокзал и окружающее пространство модернизировались одновременно с развитием города. В 1940-е годы был пристроен корпус со станцией метро «Киевская» и залом пригородных касс. В 2000-е годы реконструировали дебаркадер вокзала. Тогда же перед вокзалом была оформлена площадь Европы, а на противоположной стороне площади Киевского вокзала возведен огромный торгово-развлекательный центр «Европейский».
Киевский вокзал. Наше время
Сегодня с Киевского вокзала регулярно отправляются поезда дальнего следования в южном и юго-западном направлении: в Анапу, Адлер, Ейск, Брянск, в поселок Климово Брянской области недалеко от границы с Украиной. Пригородные поезда идут до Калуги, Малоярославца, Нары и до более близких конечных пунктов. До аэропорта Внуково не реже, чем раз в час, ходит аэроэкспресс.
Источник: © Retro View of Mankind's Habitat
Источник: © Retro View of Mankind's Habitat
Источник: © Retro View of Mankind's Habitat
Источник: © Retro View of Mankind's Habitat
Источник: © Медиаплатформа «Мир Тесен»
Источник: © Архитектурный проект «WOWHAUS»