Весной 2016 года житель поселка Шатта Кетченеровского района Николай Иванов обнаружил в 15 километрах от своего поселка ценный клад — коллекцию древних буддийских реликвий. Это была не первая находка поисковика-любителя. Годом раньше Иванов нашел в степи статуэтку ученика будды.
На этот раз его улов оказался гораздо весомее: две статуи Будды Шакьямуни, три статуэтки будд и архатов — буддийских святых, — статуэтки «Львиноголовая дакиня» и «Медведеголовая дакиня», «Амитаюс», «Ченрези», «Лотосовый трон», фрагменты ритуального колокольчика и другие предметы культа. Кладоискатель передал ценные находки в дар музею истории буддизма при Центральном хуруле «Золотая обитель Будды Шакьямуни». Определить культурно-историческую ценность найденных артефактов взялись специалисты.
Статуэтка «Будда Шакьямуни»
При передаче буддийских символов был проведен специальный молебен с участием тибетских и калмыцких монахов. Согласно поверью, Будда Шакьямуни однажды сошел с небес для своего последнего земного перерождения. И благодаря этому в мире появилось прекрасное учение и древнейшая философия. По мнению монахов, найденные реликвии не могли принадлежать частному лицу, поскольку обычно хранились в буддийском храме и выносились наружу только во время больших молебнов. Возможно, в месте находки когда-то находился хурул. После разгрома, учиненного большевиками в 1920-е годы, монахи могли закопать реликвии в землю, чтобы уберечь их от гибели.
Картина Д. Н. Санджиева «Будда Шакьямуни»
Статуэтки из клада, найденного в Калмыкии
Сегодня практически невозможно установить, в каком хуруле хранились буддийские святыни. Гораздо важнее то, что они чудесным образом нашлись и музей пополнился ценными экспонатами.
Источник: © Социальная сеть «Вконтакте»
Источник: © Проект «Страна Болгария»
Источник: © Государственный каталог музейного фонда РФ
Источник: © Государственный каталог музейного фонда РФ
Марина Мнишек — вдова обоих Лжедмитриев, которая во времена Смуты укрывалась в Астраханском кремле. По сей день в городе хранят ее плащаницу, сотканную из драгоценного шелка в 1466 году.
В 1713 году на берегу Волги произошло чудесное явление Феодоровской иконы Божией Матери. Сызранцы перенесли икону в Свято-Вознесенский монастырь, дав обет ежегодно возвращать святой образ на место его явления.
Плеть являлась важным атрибутом калмыка-кочевника. Малю мастера изготавливали в основном из кожи, иногда сплетали из конских волос.