Кома-ину

Время прочтения: мин.

Кома-ину — японские скульптуры, отгоняющие злых духов. Пара таких оберегов в 1930-х стояла на территории синтоистского храмового комплекса, а сейчас украшает центральный вход в областной краеведческий музей.

История

Одни из наиболее приметных и популярных экспонатов Музея под открытым небом на территории Сахалинского областного краеведческого музея — скульптуры стилизованных собак с львиными головами.


Кома-ину

Автор их неизвестен. В прошлом они стояли у входа в синтоистский храм, каждый из которых, в соответствии с японскими поверьями, должна охранять пара отлитых из бронзы или высеченных из камня скульптур мифических существ — кома-ину («корейских псов», или, в японском просторечии, «шиши» — львов).


Храмовый комплекс Гококу дзиндзя.

1939 г.

Сахалинский государственный областной краеведческий музей.

2015 г. Автор фото — В.А. Милешкин.

Эти отгоняющие злых духов скульптуры — символы добра и зла, мужского и женского начал. Олицетворением добра и мужского начала считается животное с открытой пастью (всегда помещается справа от входа), а зла и женского начала — с закрытой (слева), вместе они составляют символ защищенности. На территории области сохранилась еще одна пара кома-ину — у остатков синтоистского храма в городе Томари.


Скульптура возле сахалинского областного краеведческого музея. Автор фото — nokola@gmail.com.

Кома-ину, ныне украшающие центральный вход в областной краеведческий музей, с 1930-х стояли на территории синтоистского храмового комплекса на восточной окраине Тоёхары.


Вид на город Тойохара. Охраняющие храм собако-львы Кома-ину теперь стоят у краеведческого музея. 1939 г.

После утверждения на юге острова советской администрации скульптуры сначала установили у здания Дома офицеров, а в 1950-е перенесли на территорию краеведческого музея.

Вход в сахалинский областной краеведческий музей.

Фото предоставлено Туристско—информационным центром Сахалинской области

Тогда же храм Гококу дзиндзя был разобран, а в начале 1970-х сгорел и Дом офицеров. Зато попытки властей переделать краеведческий музей в больницу или просто перестроить его здание в советском стиле всякий раз оказывались безуспешными. Как тут не поверить, что, как говорят японцы, «пока стоят кома-ину — здание неуязвимо»!

Кома-ину.

Кома-ину.

Кома-ину по сей день несут «караульную службу», охраняя краеведческий музей. Их изображения часто воспроизводятся в художественной и сувенирной продукции, они — непременная часть музейного бренд-бука. Несмотря на их довольно свирепый вид, этих существ очень любят дети. Среди жителей города распространено поверье, что если положить ладонь в открытую пасть «доброй» собаки и загадать желание, оно обязательно сбудется.





Похожие предметы

Памятник переселенцам на Алтай от благодарных потомков

Переселение крестьян на Алтай официально было разрешено в 1865 году благодаря реформам П. А. Столыпина. Это определило развитие региона в сфере производства и переработки сельскохозяйственной продукции.




Статуя Дука-бек

Статуя Дука-бек в Пятигорске создана несколько веков назад, но ученые так и не сошлись во мнении о том, кто и для чего ее создал. Статуя выполнена в форме человеческой фигуры с прижатыми к животу руками.

Зеленчукская надпись

В конце XIX века изучавшие Кавказ археологи нашли в ущелье Большой Зеленчук древнюю плиту с необычной надписью. Языковеды до сих пор не разгадали ее тайну, но есть предположение о ее ритуальном значении.

Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!