GPS: 55.672169 , 52.276380
До этого времени железнодорожная станция располагалась в 14 километрах от города в поселке Круглое Поле. Здание вокзала — это значимый городской транспортный узел, объединяющий автостанцию и железнодорожный вокзал. Его строили с 1984 по 1990 год. Постройка представляет собой железобетонную конструкцию со стеклянными витражами и потолками высотой шесть метров. Проект разработали архитекторы Московского государственного проектно-изыскательского института «Мосгипротранс» В. А. Никольская и В. Ф. Савинов.
Строительство Самаро–Златоустовской железной дороги Конец XIX – начало XX в.
Первые попытки провести железную дорогу до славившегося хлебной торговлей села Челны на Каме предприняли в начале XX века купцы Стахеевы. Проект не поддержали, и вновь к вопросу о строительстве железной дороги в регионе вернулись только в 1950-х годах в связи с бурным развитием нефтегазовой промышленности. Тогда построили участок Куйбышевской железной дороги Бугульма — Круглое Поле — Агрыз, определивший промышленное развитие ряда городов. И сегодня именно нефть и продукты нефтепереработки — основные грузы Куйбышевской магистрали.
Современный вид станции «Круглое поле»
Станция Круглое Поле находится недалеко от татарской деревни Биклян, название которой с татарского языка можно перевести как «закрытая, замкнутая». Вопреки значению, открытие региона для всего мира случилось благодаря эпохальному документу — постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 674 «О строительстве комплекса автомобильных заводов в Набережных Челнах Татарской АССР», подписанному 14 августа 1969 года.
Строительство вокзала в Набережных Челнах. Из архива «Камгэсэнергостроя» 1986–1994 гг.
Челны выиграли жесточайшую конкуренцию среди 70 городов-претендентов, где планировали построить автомобильный гигант. Наличие здесь железнодорожной линии было весомым аргументом в пользу Набережных Челнов. Сегодня станция Круглое Поле — один из ключевых узлов Куйбышевской магистрали, через нее распределяются и отправляются грузы таких предприятий, как «КАМАЗ», «Нижнекамскнефтехим», «Татнефть», «Нижнекамскшина» и «Менделеевсказот».
Современный вид железнодорожного вокзала в г. Набережные Челны
Чтобы пассажирам было удобно добираться до вокзала, его построили в черте города, в поселке Сидоровка Комсомольского района Набережных Челнов. В XVII веке на месте вокзала был поселок Развилы — на развилке симбирского и казанского трактов. Символично, что и сегодня это место оправдывает свое древнее название: отсюда по железной дороге можно доехать до Москвы, Адлера, Краснодара, Перми, Саратова, Ижевска.
Современный вид железнодорожного вокзала в г. Набережные Челны
В городе есть две крупные железнодорожные станции: грузовая — Круглое Поле, с площадкой с сортировочной горкой, и грузопассажирская — Набережные Челны. Последняя кроме погрузки и разгрузки вагонов может обслуживать одновременно до 1 100 человек. Кроме того, около станции Круглое Поле расположен железнодорожный узел в ведении ПАО «КАМАЗ», предназначенный для перевозки грузов для автомобильного завода и других промышленных предприятий города.