Немецкий мост

Время прочтения: мин.

г. Ставрополь, ур. Мамайская Лесная Дача

GPS: 44.997005 , 41.982745

Немецкий мост — уникальный артефакт, свидетельство высочайшего уровня инженерной мысли и строительного мастерства мостовиков начала XX века. Хотя ему более ста лет, он прекрасно сохранился.

История

Немецкий мост — одно из знаковых мест Ставрополя. Он находится в его южном пригороде, урочище Мамайская Лесная Дача.

Свое название урочище получило по речке Мамайке. О мосте сложено немало легенд, но его реальная история не менее интересна. Немецкий мост — часть знаменитой Армавир-Туапсинской железной дороги, первой русской железной дороги, построенной русскими инженерами и руками русских рабочих. Деньги на строительство были также вложены русскими компаниями и частными лицами, причем половину средств собрали ставропольские и кубанские купцы, крестьяне и казаки.



Строительство Немецкого моста. Начало XX в.

Они остро нуждались в современных путях сообщения с крупным торговым портом Туапсе, куда могли отправлять выращенный ими хлеб и другие продукты сельского хозяйства. Эта железная дорога считалась народной и получила ласковое название Туапсинка. Участок дороги через Ставрополь открылся в 1916 году. С сооружением новых веток он перестал действовать и был полностью закрыт в 1947-м.

Немецкий мост

Немецкий мост — уникальный артефакт, свидетельство высочайшего уровня инженерной мысли и строительного мастерства мостовиков начала XX века. Хотя ему более ста лет, он прекрасно сохранился. Сейчас это величественное и очень красивое с архитектурной точки зрения сооружение стоит в густой чаще леса. 20-метровый мост опирается на изящные и легкие арки, выполненные несимметрично: ширина южного пролета составляет шесть саженей (около 13 метров), остальных — восемь саженей (17 метров). Мост построен из местного ракушечника, только своды арок выполнены из бетона.

Немецкий мост. 2020 г. Автор фото – kot–de–azur

Легенды объясняют название моста тем, что его проектировали немецкие и австрийские инженеры или строили пленные немцы. Но это не так. Данная часть Туапсинки и мост возводились в годы Первой мировой войны, рабочих рук не хватало, и к строительству действительно привлекли военнопленных, но немцев среди них не было. Мост строили венгры и, главным образом, турки.

Немецкий мост. Автор фото – S–Ignat

Общий проект мостов этого типа создал российский инженер Станислав Игнатьевич Белзецкий. Проектированием именно Немецкого моста также занимались лучшие российские инженеры разных национальностей — Александр Иванович Верблюнер, Г. Г. Шахбедагов, Р. Лоренц, А. А. Каширский, А. В. Скляров.

Немецкий мост зимой. 2021 г. Автор фото – Сергей Пархисенко

Однако название моста все же имеет под собой фактическую основу. Вблизи него находилась усадьба, владельцем которой был немец — пастор Бургхардт, приобретший этот участок на рубеже XIX–XX веков.




Похожие места

Мемориальный комплекс воинам-бийчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны (1941–1945)

Во время Великой Отечественной войны около 25 тысяч жителей Бийска ушли на фронт, и почти половина из них не вернулась. В 1968 году здесь открыли мемориал «Памяти героев», посвящённый воинам, погибшим в 1941–1945 годах.

Площадь Славы

Первый мемориал на площади Славы был открыт в 1980 году. В последующие годы было установлено еще несколько композиций, которые объединяла идея увековечения памяти солдат, погибших в сражениях за Родину.

Всехсвятский единоверческий женский монастырь. Почти полностью утраченный памятник

Монастырский комплекс строился с конца 1880-х и включал Успенский собор и Всехсвятскую церковь. Объект был почти полностью уничтожен в советское время. Сохранилось лишь здание трапезной.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!