Опричный период царствования Ивана Грозного, тесно связанный с Александровской слободой, достойно отражен в русском искусстве. Из всех подобных произведений едва ли не самым ценным считается «Царская невеста» — опера, созданная композитором Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым.
Портрет Николая Андреевича Римского-Корсакова. Автор - В. А. Серов
Сцена из спектакля «Царская невеста»
Опера была написана по одноименной пьесе, вышедшей из-под пера Льва Александровича Мея в 1849 году. В ней драматург, вслед за «Борисом Годуновым» Пушкина, двигался еще дальше в прошлое, опередив в этом отношении историческую трилогию Алексея Константиновича Толстого. Увы, драма не имела успеха на сцене. Хотя критики и отмечали поэтичный и красочный язык Льва Мея, слабой стороной «Царской невесты» оказалась чрезмерность бытовых описаний.
Лев Александрович Мей
В 1898 году, спустя много лет после смерти драматурга, за его творение взялся прославленный композитор. Римский-Корсаков сознательно ушел от монументальных образов или сказочной фантастики, сделав героями произведения «средних людей», хотя и разного происхождения. Фоном для действия служит история женитьбы Ивана IV на Марфе Собакиной, которая скончалась через 15 дней после свадьбы. Причиной ее смерти была признана «отрава», а о возможных убийцах ходили разнообразные слухи.
Сцена из спектакля «Царская невеста»
Опера не претендует на полную достоверность и окружает историческую основу вымыслом. Здесь в Марфу, просватанную за молодого боярина Ивана Лыкова, влюблен опричник Григорий Грязной — брат приближенного царя Василия Грязного (на самом деле они состояли в дальнем родстве). Любаша, любовница Григория, жаждет отомстить сопернице. В этом ей должен помочь Елисей Бомелий — реальное лицо, врач и астролог, голландец, учившийся в Англии.
В центре Марфа. Сцена из спектакля «Царская невеста»
Опричник Григорий Грязнов. Сцена из спектакля «Царская невеста»
Любаша. Сцена из спектакля «Царская невеста»
Между тем Марфу уже заметил сам Иван IV. Играют свадьбу, но вскоре молодая царица начинает чахнуть на глазах. Григорий обвиняет в ее смерти Лыкова и губит его на плахе. Но все тщетно: Марфа и при смерти думает о прежнем женихе. В сердцах опричник убивает Любашу и предается в руки Малюты Скуратова.
Сцена из спектакля «Царская невеста»
Хотя сюжет оперы полон психологизма, которого чужда подлинная литература XVI века, в происходящих событиях нет ничего невозможного. В бытовых же деталях Римский-Корсаков постарался быть максимально правдивым. Знаток народной музыки, он наполнил речь персонажей фольклорными интонациями.
Александровская слобода. Эскиз декорации к спектаклю «Царская невеста». 1899 г. Автор - М. А. Врубель
В опере звучит одна подлинная народная песня — подблюдная «Слава», которая если не по тексту, то по музыке действительно может восходить к описываемому времени. На фольклорном материале построена также плясовая «Яр хмель» и ария Любаши «Снаряжай скорей, матушка родная», слова которой основаны на песнях-причитаниях невест.
Эскиз декорации к спектаклю «Царская невеста». Автор - И. Я. Билибин
Источник: © Проект «360 Градусов»
Источник: © Сайт Ростовского государственного музыкального театра
Источник: © Сайт Новосибирского государственного театра оперы и балета
Источник: © Википедия. Свободная энциклопедия
Источник: © Онлайн-музей «Gallerix»
Источник: © Сайт Большого театра
Источник: © Сайт Ростовского государственного музыкального театра
Источник: © Сайт Екатеринбургского государственного театра оперы и балета
Источник: © Сайт Красноярского государственного театра оперы и балета
Источник: © Проект «Арт-Портал»
Источник: © Сообщество художников и коллекционеров «Артхив»