Оятская керамика

Время прочтения: мин.

Самобытный орнамент, узнаваемый стиль керамики. Берега Ояти всегда славились богатыми залежами качественной красной глины, и вепсы, проживающие в этих краях, научились делать из нее расписную посуду, кухонную утварь, игрушки, свистульки.

История

Занимались лепкой в свободное время, чаще зимой. Женщины месили глину, мужчины на ножном гончарном круге создавали изделия и обжигали их, дети лепили детали. Оятская керамика обладает стилистическим единством, и потому легко узнаваема.


Формы сосудов, орнаменты и техника их нанесения восходят к древней керамике из вепсских курганов раннего Средневековья. Горшки расписывали или, по-местному говору, «пестрили», нанося на них двух- либо трехцветный орнамент, украшали тиснением.

Подготовка составной формы. 1927 г.

Посуда из оятской глины отличалась высоким качеством, жаростойкостью и долговечностью. Она была известна далеко за пределами Приоятья — не только в приладожских и присвирских деревнях, но и в Карелии, Мурманске, Финляндии, Петербурге. В столице оятские гончары «базарили» свой «добросовестный» товар на набережных Мойки, Фонтанки, Невы, зимой торговали прямо с саней. Гончарное ремесло быстро развивалось. В XIX — начале ХХ века гончары только одного из оятских погостов ежегодно производили до 400 тысяч изделий, в крае сложились целые «горшечные» династии. Одним из выдающихся мастеров промысла считался Алексей Васильевич Лукичев, глиняные игрушки которого сегодня хранятся в музеях Москвы, Санкт-Петербурга и в частных коллекциях. В послевоенные годы с появлением новых материалов традиционный гончарный промысел постепенно пошел на убыль. В фондах Лодейнопольского историко-краеведческого музея и в общественном музее жителей Приоятья хранится большая коллекция традиционной оятской керамики разных лет.


Алексей Васильевич Лукичев

  1. Торговля горшками на базаре. 1915 г.
  2. Оятские гончары в Ленинграде. 1948 г.
  3. Оятская керамика
  4. Оятская керамика

Сегодня древний промысел возрождается — в Центре ремесел, созданном в старинном селе Алёховщина Лодейнопольского района, работают потомственные гончары, которые щедро передают отточенные веками навыки подрастающему поколению.



Похожие предметы

Мемориальная комната художника Евгения Камзолкина в Пушкинском краеведческом музее

Мастерская Евгения Камзолкина отражает многогранность и аполитичность таланта художника. Здесь хранятся не только его картины, но и фотоработы, мебель и посуда, которую автор сделал своими руками.

Икона «Лабиринт духовный»

В коллекции музея «Новый Иерусалим» хранится икона «Лабиринт духовный». Её уникальность заключается в отсутствии традиционного изображения лика святых, а образ лабиринта является отражением земного пути человеческой души.

Тимуровское движение — огромная коллекция музейных предметов в музее Гайдара

В фондах Льговского музея А. Гайдара хранятся около трехсот экспонатов, связанных с тимуровским движением. Это фотографии реальных бригад, кадры со съемок фильмов, документы и предметы тимуровцев.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!