Паровоз бронепоезда «Илья Муромец»

Время прочтения: мин.

г. Муром, ш. Владимирское

GPS: 55.576163 , 42.026000

«Илья Муромец» — стальной паровоз, созданный силами муромчан во время войны. Боевая машина встретила победу во Франкфурте. Сегодня макет поезда в натуральную величину стоит на бывшей северной окраине Мурома

Историческая справка

На бывшей северной окраине Мурома, у парка имени 50-летия Советской власти, скромно стоит стальной паровоз. Между тем его история — гордость не только города, но и всей страны.

 

Советский Союз боролся со смертельным врагом на фронтах Великой Отечественной войны. Тяжело жилось тогда и тем, кто оставался в тылу. Все силы люди отдавали, работая на полях и заводах во имя общей Победы. Но помимо основной работы, они не забывали о нуждах Красной армии. Служащие Муромского железнодорожного узла в 1941 году решили за счет собственных средств подарить фронту боевую


Паровоз бронепоезда «Илья Муромец». 1940-е гг.

Началась работа. Металл в Муром поставляли литейщики из городов Выкса и Кулебаки. На заводе имени Феликса Эдмундовича Дзержинского его закаляли. В муромском вагонном депо сваривали из стальных листов вагоны и зенитные башни, в локомотивном депо обшивали поезд броней. В официальных документах, требовавших секретности, машина носила номер 702 и название «За Родину». Однако среди рабочих устоялось другое имя, напоминавшее о былинной славе города, — «Илья Муромец».



Бронепоезд «Илья Муромец». Вторая половина XX в.

Хотя муромские железнодорожники никогда раньше не строили ничего подобного, бронепоезд получился на славу. Принятый в состав вооруженных сил 8 февраля 1942 года, он выехал на фронт с поднятым красным знаменем. По дороге он вошел в состав 31-го особого Горьковского дивизиона бронепоездов. «Илья Муромец» был вооружен реактивными минометами «Катюша», что было редкостью для железнодорожных войск.


Бронепоезд «Илья Муромец», построенный в Муроме в 1942 г.

«Илья Муромец» совершил более 160 атак, уничтожив 14 орудий и минометных батарей, 36 огневых точек, 7 самолетов, 875 солдат и офицеров противника. В 1944 году под Ковелем он остался победителем в схватке с немецким бронепоездом. При этом благодаря мастерству экипажа «Илья» за всю войну не получил ни одной пробоины. Дошел он до Одера и встретил победный май во Франкфурте, не попав в Берлин только из-за подрыва фашистами моста.


Бронепоезд «Илья Муромец». Вторая половина XX в.

Паровоз бронепоезда «Илья Муромец» на вечной стоянке. 1970-е гг.

После того как паровоз отслужил свое, стального героя вывели из состава действующей армии. В 1971 году он снова появился в Муроме. Если говорить точно, это не сам паровоз, а его макет в натуральную величину. Рядом с «Ильей Муромцем» размещена схема, на которой можно увидеть весь боевой путь легендарного бронепоезда.



Похожие места

Памятник М. В. Фрунзе — не просто политическому деятелю, а главе Шуи

Первый в Советском Союзе памятник М. В. Фрунзе - военачальнику и городскому главе, установлен на одноименной площади. Этот монумент - лучшее творение знаменитого скульптора М. Я. Харламова.

Площадь Славы

Первый мемориал на площади Славы был открыт в 1980 году. В последующие годы было установлено еще несколько композиций, которые объединяла идея увековечения памяти солдат, погибших в сражениях за Родину.

Памятник Борцам за советскую власть

Памятник Борцам за советскую власть установлен в Лысьве в 1967 году. В основу сюжета скульптуры лег подвиг экипажа бронепоезда № 2: попав в ловушку белых, они два дня вели неравный бой.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!