Первый автобусный маршрут в Серпухове. История городского автобусного сообщения

Время прочтения: мин.

Первый автобусный маршрут в Серпухове был открыт в 1926 году. До этого городской общественный транспорт состоял из извозчиков, ожидавших пассажиров у железнодорожного вокзала или у Гостиного двора.

История

Первый автобусный маршрут в Серпухове был открыт в 1926 году. До этого городской общественный транспорт состоял из извозчиков, ожидавших пассажиров у железнодорожного вокзала или у Гостиного двора. 

Сегодня в Серпухове действует около 40 автобусных маршрутов общей протяженностью около 1,5 тысячи километров, более сотни автобусов ежедневно перевозят около 30 тысяч пассажиров. Автобусы серпуховской автоколонны были использованы в 2014 году для обслуживания Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи.


Железнодорожная станция в Серпухове. 1868 г. Автор – Шерер, Набгольц и Ко

От вокзала до Гостиного двора

Первые два автобуса появились в Серпухове в 1926 году — всего через два года после открытия регулярного автобусного сообщения в Москве и практически одновременно с открытием его в Ленинграде. Они ездили по одному короткому маршруту: от вокзала до Гостиного двора без остановок. Чуть позже появились маршруты, идущие от вокзала до фабрики «Красный текстильщик» и станции Ока, а от станции Ока — до общежития, которое горожане называли Немецким домом, так как когда-то в нем жили иностранные специалисты фабрик Николая Николаевича Коншина. Автобусы ходили без расписания, отправляясь от конечной остановки, когда набиралось достаточное количество пассажиров. Промежуточные остановки на маршруте были «по требованию».  


Привокзальная площадь в Серпухове. 1961–1963 гг. Автор – Нина Яковлевна Штыкова

Железнодорожная станция в Серпухове. 1907–1910 гг.

Расширение автопарка

В октябре 1928 года в Серпухове был организован «Союзтранс» — туда входили три автобуса, несколько грузовиков и 16 лошадей и повозок. Уже в следующем, 1929 году автопарк пополнили четыре современных автобуса иностранного производства — два британских фирмы Leyland и два французских фирмы Renault. Под гараж для автобусов переоборудовали конюшни фабрики Анны Васильевны Мараевой в Заборье. Появились и новые маршруты. 


Автобус «Лейланд» у Белорусского вокзала. 1930-е гг.

Развитие автобусного сообщения вызывало беспокойство у извозчиков, известны даже случаи, когда они намеренно выводили из строя железных конкурентов. Но развитие автобусного движения набирало все большие темпы. Вскоре автопарк пополнился отечественными автобусами ЗИС-8. В 1938 году «Союзтранс» был переименован в контору «Автотранспорт» Московского областного управления. ЗИС-8 сменили новые, более вместительные и удобные автобусы — ЗИС-16.


Автобусы ЗИС–8А “трёхосные”. 1934–1936 гг.

Новый автобус ЗИС–16 Московского автозавода им. Сталина. 1938 г.

Военные и послевоенные годы

В 1941–1942 годах, когда в районе Серпухова велись ожесточенные бои, движение общественного транспорта было приостановлено, так как практически весь автопарк города использовался для нужд фронта. В 1945 году роль пассажирских автобусов нередко выполняли грузовики с лавочками в кузовах.

Автобусная станция на площади Ленина в Серпухове. 1958 г. Автор – Валентин Хухлаев

К концу 1940-х годов автобусное сообщение начало восстанавливаться, а в конце 1950-х в город поступили новые автобусы — ЗИЛ-158 и ЛАЗ-695. Разрабатывались и проекты запуска в Серпухове трамвайного сообщения, но ни один из них не был реализован.

В 1961 году в городских автобусах Серпухова впервые было введено беспрецедентное по тем временам обслуживание пассажиров без кондуктора. В 1973 году серпуховская автоколонна переехала из мараевских конюшен в современный крытый гараж на 200 автобусов. 


Первые автобусы в Серпухове

«Русские Скании»

В 1994 году в Серпухове на бывшем кузнечно-прессовом заводе «Унипресс» была выпущена ограниченная серия российско-скандинавских автобусов «РусСкан». В связи с дефицитом львовских автобусов ЛАЗ-695 и венгерских «Икарусов» планировалось развернуть в Серпухове серийный выпуск этих машин. К сожалению, первый выпуск оказался единственным. После этого «русские Скании» какое-то время производились в Дмитрове, а потом их выпуск был прекращен.



Похожие истории

Шведский принц Густав Эрикссон Ваза в истории Кашина

Интересный сюжет в истории города — конец жизненного пути в этих местах шведского принца, гонимого наследника шведского престола и известного алхимика.

Корунд — драгоценный камень Дзержинска

Корунд — драгоценный камень Дзержинска. В 1936 году в городе запустили установку по выращиванию искусственного корунда для промышленности, через два года опыты дали первые результаты.

Вокзал Северодвинска

Железную дорогу проложили здесь в 1936 году, но регулярные пассажирские перевозки запустили только в конце 1938 года. До этого сухопутное сообщение с другими городами практически отсутствовало.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!