Рязанская Одигитрия. Икона, которая пережила Батыево нашествие

Время прочтения: мин.

Нашествие Батыя погубило множество старинных икон, но одной удалось уцелеть и дожить до наших дней. Икона Богородицы Одигитрии написана неизвестным автором в XII–XIII веках и хранится в Рязанском музее.

Мы знаем, что культура Рязанской земли до ее разорения Батыем достигла высокого уровня развития. Об этом свидетельствует множество артефактов, в частности фундаменты белокаменных соборов, стены которых некогда украшала причудливая резьба, находки значительного числа кладов женских золотых и серебряных ювелирных изделий, изделия кожевенников, гончаров, косторезов, кузнецов и многих других. А вот о древних иконах, украшавших храмы, мы знаем немного. Но есть исключения.

Хан Бату (Батый). Реконструкция М.В. Горелика.

Большинство из икон погибло. Тем ценнее единственный сохранившийся лик Богородицы Одигитрии, созданный неизвестным мастером на рубеже XII–XIII веков. 

Одигитрия — это один из иконографических типов изображения Богоматери, когда та изображается с Младенцем в левой руке, указывая на него правой, а Младенец благословляет зрителя правой рукой. По преданию, эту икону на рязанскую землю ранее 1225 года принес с Афона епископ Ефросин Святогорец. Он возглавлял Муромо-Рязанскую кафедру с 1225 по 1237 год. В Рязани ее поместили в каменном Успенском соборе. Она пережила Батыево нашествие и позднее оказалась в Переяславле Рязанском (нынешняя Рязань). 


Икона «Богоматерь Одигитрия». Общий вид иконы. Фото 2021 г.


В собрание Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника икона попала в 1918 году из Рязанского епархиального древлехранилища. За прошедшие столетия живопись многократно поновляли, а доску ремонтировали. В результате первоначальное изображение было скрыто. К тому же на ее обороте в XVII веке поместили еще одно изображение — «Константин и Елена».

Успенский Вышенский женский монастырь в Шацком районе Рязанской области. 2010-е гг.





В 1980-х годах икона попала на реставрацию. Древнюю живопись очистили от позднейших наслоений. Стало понятно, что это уникальный памятник. Взору открылось изображение Богоматери, помещенное на серебряном фоне, характерном для памятников XII–XIII веков. Этой же датировке соответствует звезда на накидке поверх туники Богоматери, как бы изготовленная из драгоценных камней. 

В настоящее время аналогов Одигитрии из Рязани в собраниях домонгольских икон в России не обнаружено. Возможно, их следует искать среди памятников балканской живописи. Сегодня эту икону можно видеть в экспозиции Рязанского епархиального музея, куда ее передали в пользование. При этом лики Богоматери и Младенца вновь оказались поновлены.

 



Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!