Сергей Владимирович Ильюшин

Время прочтения: мин.

Ученый, авиаконструктор, генерал-полковник-инженер, доктор технических наук, академик АН СССР

История

Сергей Владимирович Ильюшин — выдающийся ученый, авиаконструктор, генерал-полковник-инженер, доктор технических наук, академик АН СССР.

Ильюшин родился 18 марта 1894 года в бедной многодетной крестьянской семье в деревне Дилялево Вологодского уезда. По окончании земской начальной школы с 15 лет он трудился на разных предприятиях чернорабочим, а в 1914-м был мобилизован в армию, где ему посчастливилось попасть в авиацию. В составе команды Комендантского аэродрома Санкт-Петербурга Сергей Владимирович проверял и готовил к полетам самолеты. В 1917 году он прошел школу летчиков и получил удостоверение пилота-авиатора. В 1918-м Ильюшин вернулся в Вологду, вступил в партию большевиков и уже в 1919 году пополнил ряды авиационно-технических специалистов Красного воздушного флота.


Портрет Ильюшина Сергея Владимировича

В первой половине 1920-х Сергей Владимирович обучался в Институте инженеров (с 1922-го — Академии) воздушного флота. Тогда он сконструировал свои первые планеры. В 1926–1931 годах Ильюшин работал в Научно-техническом комитете ВВС и Научно-испытательном институте ВВС, а в 1931-м добился перевода в Центральный аэрогидродинамический институт и через два года возглавил Центральное конструкторское бюро (с 1935-го — Опытное конструкторское бюро).


Дом Ильюшиных в деревне Дилялево

Будучи главным конструктором ОКБ, Сергей Владимирович работал над созданием бомбардировщиков, штурмовиков и пассажирских самолетов. Уже на первых боевых самолетах (ЦКБ-26 и ЦКБ-30) были установлены советские мировые рекорды высоты с различными грузами и совершены беспосадочные перелеты из Москвы на Дальний Восток и в Северную Америку.

Портрет Ильюшина Сергея Владимировича

Под руководством Ильюшина были созданы штурмовики Ил-2 (1940), ставший самым массовым советским самолетом в годы Великой Отечественной войны, и Ил-10 (1944), бомбардировщики Ил-4 (1941) и Ил-28 (1949), пассажирские лайнеры Ил-12 (1946), Ил-14 (1953), Ил-18 (1957) и Ил-62 (1960) и другие.

Самолет Ил–2

Ил-12

Ил-62

Заслуги Ильюшина были отмечены многочисленными правительственными наградами: трижды Герой Социалистического Труда, лауреат семи Сталинских премий, кавалер восьми орденов Ленина и т. д. В 1970 году в связи с болезнью Сергей Владимирович сложил с себя обязанности руководителя ОКБ. Умер в Москве 9 февраля 1977-го.

Памятник С. В. Ильюшину

В 1977 году в Вологде, на перекрестке улиц Октябрьской и Мира, был установлен бронзовый бюст Ильюшина. В 1984-м на улице, которой присвоено его имя, установили памятник-самолет Ил-28, а в 1986 году в аэропорту Вологды — Ил-18.



Похожие личности

Владимир Алексеевич Секин

Командир звена 103-го штурмового авиационного полка, Герой Советского Союза, почетный гражданин города Стерлитамака.

Александр Иванович Лебедь

Военачальник, генерал-лейтенант, государственный деятель

Павел Петрович Аносов

Горный инженер, учёный-металлург, организатор горнозаводской промышленности, исследователь природы Южного Урала.

Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!