GPS: 55.580857 , 39.562241
Шатурская ГРЭС — градообразующее предприятие города. Аббревиатура ГРЭС расшифровывается как Государственная районная электрическая станция. Такие электростанции создавались для работы на местном топливе и обеспечения электроэнергией своих районов. Сегодня Шатурская электростанция уже не государственное предприятие, а филиал публичного акционерного общества «Юнипро» и является частью Единой энергосистемы России. Тем не менее в названии станции по-прежнему сохраняется историческая аббревиатура ГРЭС
История электростанции восходит к началу ХХ века. В 1914 году «Общество электрического освещения 1886 года» заинтересовалось возможностью строительства в районе Шатурских болот электростанции на торфяном топливе. Опыт подобного строительства имелся: в том же году дала первый ток электростанция на территории современного Электрогорска, также расположенного среди торфяных болот. Однако Первая мировая война помешала изыскательским работам на Шатурских болотах.
Уже после Февральской революции Московская городская дума в условиях топливного кризиса возобновила поиск возможностей использования торфа для получения электроэнергии.
В декабре 1917 года после прихода к власти большевиков инженеры А. А. Радченко и А. В. Винтер получили одобрение председателя Совнаркома В. И. Ленина на строительство станции, способной снабжать Москву электроэнергией.
Летом 1919 года на берегу Чёрного озера началось строительство электростанции, вокруг которого возник посёлок Шатурстрой. В июле 1920 года временная станция Малая Шатура дала первый ток.
Три года спустя началось возведение Большой Шатурской ГРЭС, которая вступила в строй в декабре 1925 года и получила в названии имя В. И. Ленина. Станция вошла в состав «Московского объединения государственных электрических станций» (МОГЭС) и вскоре стала вырабатывать больше половины всей электроэнергии, производимой МОГЭС.
В годы Великой Отечественной войны ГРЭС № 5 имени В. И. Ленина стала главным энергетическим центром всей московской энергосистемы.
В процессе строительства и в последующие годы вокруг Шатуры велись работы по осушению болот и разработке залежей торфа — основного топлива для станции. Была построена сеть узкоколейных дорог, по которым торф доставлялся на станцию.
На протяжении десятилетий электростанция модернизировалась и наращивала мощность: с 32 МВт в 1925 году до 1500 МВт в 2019‒2023 годах. В 1986‒1989 годах. станция перешла на использование газового топлива, а также в незначительных объемах торфа, угля и мазута.