Среди многочисленных экспонатов карачаево-черкесского историко-культурного и природного музея-заповедника внимание посетителей непременно привлекает старинный национальный черкесский смычковый инструмент, по своей форме напоминающий скрипку — шыкӏэпшынэ.
Музыканты с инструментами на презентации книги «Адыгэ хабзэ»
Это распространенный в XVIII–XIX веках инструмент продолговатой формы в виде лодочки с шейкой. Его название складывается из трех слов: «пшыне» — гармошка, «шы» — конь, «кӏэ» — хвост. В примитивном переводе это звучит как «гармошка из конского хвоста».
Шичепшин, изготовленный мастером Хабаху Исхаком Нагоевичем. Начало XX в.
Выставка «Старинная адыгская скрипка. История создания «Атласа черкесского (адыгского) шичепшина» в Черкесске. 2019 г.
Гриф черкесской скрипки традиционно украшали изображением головы лошади. Мастера изготавливали скрипку из цельных кусков прочных пород дерева: ольхи, груши, липы. Верхняя дека представляла собой пластину из еловой или пихтовой дранки. В центре находилось резонансное отверстие круглой либо ромбовидной формы. Некоторые мастера выпиливали отверстие в форме национального орнамента.
Фото с выставки Старинная адыгская скрипка в национальном музее р. Адыгея
Иногда в верхней и нижней частях инструмента делались дополнительные отверстия, по-видимому, чтобы улучшить качество звука. Две-три струны из скрученного конского волоса протягивали вдоль деревянной подставки, привязывали к кожаным струнодержателям, продетым через отверстия в нижней части корпуса, и крепили к вертикальным колкам, вставленным в головку. На шейке струны перехватывались кожаной петлей. Звук появлялся, когда смычок терся о струну из конского хвоста. Кожаная петля, перемещаясь вдоль шейки, меняла высоту звучания.
Ансамбль с Шичепшин. Автор фото – Замудин Гучев
Шичепшин, изготовленный мастером Хабаху Исхаком Нагоевичем. Начало XX в.
Скрипки со смычком имелись практически в каждом черкесском доме. Их доставали, когда приходили гости. Без национального музыкального инструмента не обходился ни один праздник. Многочисленные иностранные путешественники, посещавшие Кавказ, рассказывали о местных трубадурах и сочинителях, пользовавшихся большим уважением среди сородичей. Народ наделял исполнителей-импровизаторов — гегуако, или джегуако, — мистической силой, способной, согласно поверьям, влиять на человеческую судьбу. Их песнопения под звуки черкесской скрипки вдохновляли воинов на подвиги.
Источник: © Официальный Интернет–сайт исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея
Источник: © Социальная сеть «Вконтакте»
Источник: © Официальный сайт «Адыгейский республиканский институт гуманитарных исследований им. Т. М. Керашева»
Источник: © Живое наследие – национальная карта локальных культурных брендов России
Источник: © ГБУК РА «Национальный музей Республики Адыгея»