Шыкӏэпшынэ — черкесский национальный смычковый инструмент

Время прочтения: мин.

Шыкӏэпшынэ — черкесский национальный смычковый инструмент, распространенный в XVIII–XIX веках. Скрипки со смычком имелись практически в каждом доме. Их доставали, когда приходили гости.

История

Среди многочисленных экспонатов карачаево-черкесского историко-культурного и природного музея-заповедника внимание посетителей непременно привлекает старинный национальный черкесский смычковый инструмент, по своей форме напоминающий скрипку — шыкӏэпшынэ.


Музыканты с инструментами на презентации книги «Адыгэ хабзэ»

Это распространенный в XVIII–XIX веках инструмент продолговатой формы в виде лодочки с шейкой. Его название складывается из трех слов: «пшыне» — гармошка, «шы» — конь, «кӏэ» — хвост. В примитивном переводе это звучит как «гармошка из конского хвоста».


Шичепшин, изготовленный мастером Хабаху Исхаком Нагоевичем. Начало XX в.

Выставка «Старинная адыгская скрипка. История создания «Атласа черкесского (адыгского) шичепшина» в Черкесске. 2019 г.

Гриф черкесской скрипки традиционно украшали изображением головы лошади. Мастера изготавливали скрипку из цельных кусков прочных пород дерева: ольхи, груши, липы. Верхняя дека представляла собой пластину из еловой или пихтовой дранки. В центре находилось резонансное отверстие круглой либо ромбовидной формы. Некоторые мастера выпиливали отверстие в форме национального орнамента.

Фото с выставки Старинная адыгская скрипка в национальном музее р. Адыгея

Иногда в верхней и нижней частях инструмента делались дополнительные отверстия, по-видимому, чтобы улучшить качество звука. Две-три струны из скрученного конского волоса протягивали вдоль деревянной подставки, привязывали к кожаным струнодержателям, продетым через отверстия в нижней части корпуса, и крепили к вертикальным колкам, вставленным в головку. На шейке струны перехватывались кожаной петлей. Звук появлялся, когда смычок терся о струну из конского хвоста. Кожаная петля, перемещаясь вдоль шейки, меняла высоту звучания.


Ансамбль с Шичепшин. Автор фото – Замудин Гучев

Шичепшин, изготовленный мастером Хабаху Исхаком Нагоевичем. Начало XX в.


Скрипки со смычком имелись практически в каждом черкесском доме. Их доставали, когда приходили гости. Без национального музыкального инструмента не обходился ни один праздник. Многочисленные иностранные путешественники, посещавшие Кавказ, рассказывали о местных трубадурах и сочинителях, пользовавшихся большим уважением среди сородичей. Народ наделял исполнителей-импровизаторов — гегуако, или джегуако, — мистической силой, способной, согласно поверьям, влиять на человеческую судьбу. Их песнопения под звуки черкесской скрипки вдохновляли воинов на подвиги.



Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!