Одним из ценнейших сокровищ Национального музея Дагестана считается экспонат, именуемый Согратлинской Венерой.
Это ритуальная фигурка женщины небольшого размера из бронзы, датируемая VII–VI веками до нашей эры — эпохой железного века. Примечательно, что столь ценный древний артефакт нашли не археологи, а местные жители на высокогорном пастбище в Андалалской долине, неподалеку от аула Согратль.
Андалалская долина
Аул Гамсутль
Этот аул расположен на высоте около 1600 метров выше уровня моря, на левом берегу притока реки Кара-Койсу. Предание гласит, что далекие предки основали поселение в высокогорье, чтобы избавиться от нескончаемых междоусобиц по поводу пастбищ.
Река Кара койсу
Ученые предполагают, что на месте, где обнаружили реликвию, находилось древнее языческое святилище, куда жители Согратля и соседних поселений, таких как близлежащий аул Гамсутль, сходились, чтобы исполнять свои ритуальные обряды. Предметы поклонения (фетиши, идолы, божки) размещались внутри святилищ. Однако с тех пор, как в Андалалскую долину в XII столетии пришел ислам, гору, на которой предположительно находилось святилище, стали связывать с именем мусульманского святого.
Аул Гамсутль
Аул Гамсутль
В отличие от большинства обнаженных палеолитических и неолитических Венер, символизирующих плодородие, Согратлинская антропоморфная фигурка с гипертрофированными формами не совсем обнажена. Ее голова покрыта чем-то вроде чохто — старинного головного убора дагестанских женщин, выполняющего функцию оберега. Поскольку чохто традиционно носили не снимая, женщины часто обривали голову. Отсюда еще одно прозвище древней реликвии — «лысая Венера».
Венера Согратля, женская статуэтка 7 века до н.э. в Национальном музее Дагестана в Махачкале
Ее руки вытянуты вперед на уровне груди и согнуты, а кулачки с отверстиями наполовину разжаты. Отверстия явно предназначались для того, чтобы вставлять в них палочки. Что собой представляли палочки, неизвестно. Археологи называют подобные скульптурные фигурки копьеносцами и не без оснований предполагают, что в них заключался некий ритуальный смысл.
Согратлинская Венера
На культовый характер Венеры указывают и некоторые другие детали. Ее фигурку легко представить насаженной на жезл или древко, в роли предмета поклонения язычников в ходе ритуальных процессий.
Фигурка древнейшего памятника художественного творчества — Согратлинской Венеры — по праву считается одним из семи чудес Национального музея Дагестана.
Источник: © «Молодежь Дагестана» – Общественно–политический еженедельник
Источник: © Дагестанская правда – Ежедневная республиканская общественно–политическая газета
Источник: © «Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России
Источник: © Статья «Неизведанный Дагестан: «село–призрак» Гамсутль» на dzen.ru