Согратлинская Венера

Время прочтения: мин.

Ритуальная фигурка женщины с традиционным головным убором, датируемая VII–VI веком до н.э — одно из семи чудес Национального музея Дагестана. Она была найдена на месте предполагаемого языческого святилища.

История

Одним из ценнейших сокровищ Национального музея Дагестана считается экспонат, именуемый Согратлинской Венерой.

Это ритуальная фигурка женщины небольшого размера из бронзы, датируемая VII–VI веками до нашей эры — эпохой железного века. Примечательно, что столь ценный древний артефакт нашли не археологи, а местные жители на высокогорном пастбище в Андалалской долине, неподалеку от аула Согратль.


Андалалская долина

Аул Гамсутль

Этот аул расположен на высоте около 1600 метров выше уровня моря, на левом берегу притока реки Кара-Койсу. Предание гласит, что далекие предки основали поселение в высокогорье, чтобы избавиться от нескончаемых междоусобиц по поводу пастбищ.

Река Кара койсу

Ученые предполагают, что на месте, где обнаружили реликвию, находилось древнее языческое святилище, куда жители Согратля и соседних поселений, таких как близлежащий аул Гамсутль, сходились, чтобы исполнять свои ритуальные обряды. Предметы поклонения (фетиши, идолы, божки) размещались внутри святилищ. Однако с тех пор, как в Андалалскую долину в XII столетии пришел ислам, гору, на которой предположительно находилось святилище, стали связывать с именем мусульманского святого.


Аул Гамсутль

Аул Гамсутль

В отличие от большинства обнаженных палеолитических и неолитических Венер, символизирующих плодородие, Согратлинская антропоморфная фигурка с гипертрофированными формами не совсем обнажена. Ее голова покрыта чем-то вроде чохто — старинного головного убора дагестанских женщин, выполняющего функцию оберега. Поскольку чохто традиционно носили не снимая, женщины часто обривали голову. Отсюда еще одно прозвище древней реликвии — «лысая Венера».

Венера Согратля, женская статуэтка 7 века до н.э. в Национальном музее Дагестана в Махачкале

Ее руки вытянуты вперед на уровне груди и согнуты, а кулачки с отверстиями наполовину разжаты. Отверстия явно предназначались для того, чтобы вставлять в них палочки. Что собой представляли палочки, неизвестно. Археологи называют подобные скульптурные фигурки копьеносцами и не без оснований предполагают, что в них заключался некий ритуальный смысл.


Согратлинская Венера

На культовый характер Венеры указывают и некоторые другие детали. Ее фигурку легко представить насаженной на жезл или древко, в роли предмета поклонения язычников в ходе ритуальных процессий.

Фигурка древнейшего памятника художественного творчества — Согратлинской Венеры — по праву считается одним из семи чудес Национального музея Дагестана.



Похожие предметы

Реконструкция костюма жителей осташковского края и города Осташкова

Костюм древнерусского населения бассейна озера Селигер и Верхневолжских озер воссоздали на основе археологических находок. Это преимущественно женские украшения и застежки костюма.

Блюдо «Закладка Петербурга», уникальный экспонат краеведческого музея

Фонды Златоустовского краеведческого музея хранят блюдо из чугуна по модели мастера художественного литья Федора Васенина в честь 200-летия города на Неве.

Золотордынское тондо. Архитектурная керамика

В Селитренном городище было найдено золотоордынское тондо. Сейчас оно представлено в экспозиции Астраханского краеведческого музея, это образец архитектурной керамики эпохи Золотой Орды.

Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!