Во второй половине XIX века в Российской империи активно строили железные дороги, чтобы создать обширную сеть для развития промышленности и торговли. Одним из крупнейших проектов стало строительство сети железных дорог на Кавказе. Уже в 1869 году проектировали Прикаспийскую линию железной дороги от Порт-Петровска (ныне — Махачкала) до Баку. В 1896 году разрешили продолжить линию до Дербента, а в 1897 году — до Баку.
Вокзал. 1902–1915 гг.
Руководил стройкой инженер Михаил Станиславович Кербедз. Железнодорожное полотно прокладывали вручную, сложный рельеф местности требовал значительных усилий от проектировщиков, инженеров и рабочих. Дорогу решили вести по берегу моря и песчаной косе. При прокладке дороги через Дербент строителям пришлось получать разрешение на два пролома в крепостных стенах города в том месте, где они наиболее близко подходили к берегу моря.
Портрет М.С. Кербедза.
Тем не менее строительство завершили довольно быстро — первый поезд из Порт-Петровска на станцию Дербент прибыл 25 октября 1898 года. Паровоз встречали толпы горожан и духовой оркестр. В 1900 году завершилось строительство ветки до конечного пункта — Баку. По новой железной дороге в Россию везли азербайджанскую нефть: в 1883 году — 12,5 миллиона пудов, в 1901 году — более 50 миллионов пудов. Благодаря железной дороге развивались местные промыслы и промышленность — возросла добыча дербентской сельди, икры, в европейскую часть России доставляли зерно, фрукты и овощи, местные красители.
Петровск. Вид бухты. 1900–1908 гг.
Большое стратегическое значение приобрела железнодорожная линия вдоль Каспийского моря в годы Великой Отечественной войны, по ней из Азербайджана продолжались поставки нефти. В 1950-е годы здесь проложили второй железнодорожный путь, реконструировали станцию, построили топливные склады. В последнее время начались совместные работы представителей Азербайджана и России по электрификации ветки Баку — Дербент.
Петровск. Общий вид мола.
Железнодорожный вокзал Дербента построили к открытию линии в начале 1900-х годов. Здание выполнено в эклектичном русском стиле, его фасад украшают две башенки. Элементы внешнего и внутреннего декора — лепнина, люстры, кованые винтовые лесенки, — а также часть интерьеров сохранились по сей день. В исторических интерьерах станционного здания в 2017 году был открыт Музей истории железной дороги на вокзале Дербента. В его залах можно увидеть макеты поездов, посетить кабинет начальника станции, познакомиться с предметами быта и профессиональным оборудованием железнодорожных рабочих начала ХХ века.
Музей железнодорожной истории.
На станции располагается пункт пограничного и таможенного контроля для поездов, следующих через российско-азербайджанскую границу. Сегодня сюда прибывают пассажирские поезда дальнего следования из Москвы, Санкт-Петербурга, Волгограда, Астрахани, Баку и Тюмени, действуют и пригородные маршруты до Махачкалы и Хасавюрта.
Источник: © Retro View of Mankind's Habitat
Источник © Яндекс.Карты
Источник © ФГБУК «Государственный научно–исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева»
Источник: © Retro View of Mankind's Habitat
Источник © СПбГБУК «Государственный музей истории Санкт–Петербурга»