GPS: 58.884193 , 40.230134
Строительство железнодорожной линии, связавшей Вологодскую губернию с центром страны, осуществлялось Обществом Московско-Ярославской железной дороги. В 1869 году директорами правления общества были Фёдор Васильевич Чижов и Иван Фёдорович Мамонтов. Они исследовали вопрос прокладки железнодорожного пути. К этому моменту железнодорожное сообщение уже связывало Москву и Ярославль, и члены Общества полагали, что линию нужно продолжить на север.
В апреле 1869 года Ф. В. Чижов обратился к вологодскому губернатору с предложением проложить узкоколейную дорогу от станции Урочь через Данилов и Грязовец до Вологды. Эта дорога сильно упростила бы доставку грузов из губерний Центральной России к Вологде. Отсюда до Архангельска грузы предполагалось возить уже существовавшим речным маршрутом. Путь до Архангельска занимал 10 дней, а оттуда в течение недели груз можно было доставить в Англию. Для постройки дороги местные общества должны были ходатайствовать об этом перед правительством, безвозмездно уступить земли под прокладку железнодорожного полотна и выкупить акции. Чижов изложил планы Общества в особом письме, адресованном грязовецкому уездному предводителю дворянства.
Новость о строительстве железной дороги породила жаркие дискуссии среди дворян и купечества Вологодской губернии. В Грязовце её восприняли с большим воодушевлением. Жители города и уезда объявили о готовности уступить земли, а некоторые землевладельцы намеревались тут же подписать соответствующие акты о передаче земель.
Однако в Вологде предложенный Чижовым маршрут дороги вызвал сомнения. Представители дворянства и купеческого сословия предложили направить дорогу из Вологды через Пошехонье на Рыбинск, не заходя в Грязовец. Из Рыбинска товары отправлялись в Петербургский порт. Этот торговый путь представлялся им более выгодным для губернии. Помимо этого, уже существовали планы соединить железнодорожной веткой Рыбинск и Бологое, а это прямой путь в столицу.
Компромиссный вариант предложил губернатор Станислав Фаддеевич Хоминский. Согласно его плану, железную дорогу нужно было провести от Вологды между Пошехоньем и Даниловым, не доходя до Романо-Борисоглебска, и пустить две ветки: на Рыбинск и Ярославль. В этом проекте Грязовец тоже оставался в стороне. Ярославская общественность поначалу склонялась к варианту дороги на Рыбинск, но в мае 1869 года единогласно высказалась за строительство линии от Вологды на Ярославль. Этот проект отстаивало и Общество Московско-Ярославской железной дороги. Именно о строительстве этого маршрута ходатайствовала депутация, направленная в столицу губернатором Хоминским. В неё входили представители вологодского земства, городских обществ Вологды и Грязовца.
Разрешение на строительство железнодорожной линии было получено 24 июня 1870 года. Паровозы, тендеры, вагоны, запчасти для подвижного состава и иное оборудование разрешалось беспошлинно ввозить из-за границы. Первые работы по строительству путей начались 4 июня 1871 года. Вместе с путями начали строить и здание первого вокзала в Грязовце.
Здание грязовецкого вокзала было деревянным, внешне походило на первый вологодский вокзал и было типичным для того времени. Оно представляло собой несколько объединённых между собой срубов и пристроек, обшитых тёсом. Особым декором здание не отличалось. На станции работал буфет. Рядом с вокзалом находилась небольшая площадь, на которой в 1882 году возвели каменную часовню во имя Святого Благоверного князя Александра Невского. В 1911–1913 годах участок дороги Ярославль — Вологда переложили, сделав широкую колею.
В 1965 году деревянный вокзал разобрали. Теперь на его месте находится железнодорожный перрон. К этому времени уже работал новый каменный вокзал. Именно он сейчас принимает пассажиров на станции Грязовец. Несколько эпизодов в киноленте Карена Шахназарова «Город Зеро», вышедшей на экраны в 1988 году, были сняты именно на этом вокзале.