Вокзал Борисоглебска

Время прочтения: мин.

ул. Первомайская, д. 92

GPS: 51.357019 , 42.091375

Трёхэтажное кирпичное здание вокзала, украшенное элементами модерна, русского стиля и классицизма, было построено по проекту московского архитектора М. А. Арсеньева в начале 1870-х годов. Сейчас это памятник истории, градостроительства и архитектуры регионального значения.

История

Борисоглебское земство получило разрешение на строительство первой линии железной дороги по линии Грязи — Борисоглебск в 1868 году. Тремя годами позже была открыта вторая линия, Борисоглебск — Царицын. Трёхэтажное кирпичное здание вокзала построено в начале 1870-х годов по проекту московского архитектора М. А. Арсеньева 1869 года и вошло в эксплуатацию в 1871 году. Южный фасад здания выходит на железнодорожные пути, северный обращен к привокзальной площади. Фасады здания украшены элементами модерна, русского стиля и классицизма. По словам П. П. Семёнова-Тян-Шанского, станция Борисоглебск считается одной из самых красивых среди станций Юго-Восточных железных дорог. На первом этаже был расположен вестибюль, по одну сторону которого находились зал ожидания и помещения для пассажиров I и II классов, по другую — III класса. С каждой стороны были отдельные выходы на платформу. 



Таким образом получалась анфилада пассажирских залов, в которой вестибюль обслуживал все группы пассажиров и в то же время их разделял, чтобы представителям первого класса было комфортнее. В правом крыле располагалась дамская комната, а в левом — багажная комната и телеграф. В 1871–1893 годы в здании вокзала находилось управление Грязе-Царицынской железной дороги, затем — Северное управление Общества Юго-Восточных железных дорог. В конце XIX — начале ХХ века здесь размещалось также двуклассное училище Юго-Восточной железной дороги.



К началу ХХ века станция отгружала свыше 5 млн пудов груза, в основном хлеба и масляничных семян, и 4,5 тысячи голов скота. Основными направлениями следования пассажиров от станции Борисоглебск являются Москва, Санкт-Петербург, Волгоград. В 1994 году Борисоглебский вокзал получил статус памятника истории, градостроительства и архитектуры регионального значения.


Также в комплекс железнодорожной станции входил ряд построек, из которых несколько сохранилось до наших дней и имеют статус охраняемых объектов регионального значения. Это контора железнодорожной станции конца XIX — начала ХХ века (ул. Первомайская, 108), железнодорожная баня 1873 года (ул. Первомайская, 86), казармы железнодорожных рабочих конца XIX — начала ХХ века (ул. Первомайская, 70), магазин конца XIX века (ул. Первомайская, 71), железнодорожные медицинские службы 1870 года (ул. Первомайская, 88) и комплекс из двух зданий железнодорожной больницы 1870 года — стационара и амбулатории (ул. Гагарина, 77 / ул. Пешкова, 14), контора товарной станции (ул. Первомайская, 108), техническое железнодорожное училище конца XIX века (ул. Первомайская, 66). 


Последнее здание связано с именем Героя Советского Союза В. А. Середина (1917–1945): здесь он учился, позднее работал электросварщиком на Борисоглебском вагоноремонтном заводе (позднее «Борисоглебский завод химического машиностроения»). На привокзальной площади в 1961 году установлен памятник Максиму Горькому в память о его пребывании в Борисоглебске. Здесь же (ул. Первомайская, 79) расположен дом Юмашевой, в котором писатель снимал комнату.



Похожие места

Два вокзала и огромная железнодорожная сеть вокруг Мичуринска

Строительство железной дороги до Козлова началось в 1860 году, а уже в 1890-е Козлов становится узловой станцией сети железных дорог соседних губерний.

Вокзал Липецка

Железную дорогу протянули к Липецку в 1868 году — городу-курорту требовалось транспортное сообщение. Первый вокзал включал в себя только два зала ожидания, сегодня — это 11-этажное здание с часовой башней.

Историческая справка о железнодорожной станции Кондопога

История станции Кивач связана со строительством Мурманской железной дороги в 1916 году и её последующими перемещениями. Во время Великой Отечественной войны станция оказалась в центре ожесточённых боёв и оккупации, но после освобождения началось восстановление железнодорожного сообщения и вокзала, а к 2023 году он был полностью отремонтирован.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!