GPS: 51.357019 , 42.091375
Борисоглебское земство получило разрешение на строительство первой линии железной дороги по линии Грязи — Борисоглебск в 1868 году. Тремя годами позже была открыта вторая линия, Борисоглебск — Царицын. Трёхэтажное кирпичное здание вокзала построено в начале 1870-х годов по проекту московского архитектора М. А. Арсеньева 1869 года и вошло в эксплуатацию в 1871 году. Южный фасад здания выходит на железнодорожные пути, северный обращен к привокзальной площади. Фасады здания украшены элементами модерна, русского стиля и классицизма. По словам П. П. Семёнова-Тян-Шанского, станция Борисоглебск считается одной из самых красивых среди станций Юго-Восточных железных дорог. На первом этаже был расположен вестибюль, по одну сторону которого находились зал ожидания и помещения для пассажиров I и II классов, по другую — III класса. С каждой стороны были отдельные выходы на платформу.
Таким образом получалась анфилада пассажирских залов, в которой вестибюль обслуживал все группы пассажиров и в то же время их разделял, чтобы представителям первого класса было комфортнее. В правом крыле располагалась дамская комната, а в левом — багажная комната и телеграф. В 1871–1893 годы в здании вокзала находилось управление Грязе-Царицынской железной дороги, затем — Северное управление Общества Юго-Восточных железных дорог. В конце XIX — начале ХХ века здесь размещалось также двуклассное училище Юго-Восточной железной дороги.
К началу ХХ века станция отгружала свыше 5 млн пудов груза, в основном хлеба и масляничных семян, и 4,5 тысячи голов скота. Основными направлениями следования пассажиров от станции Борисоглебск являются Москва, Санкт-Петербург, Волгоград. В 1994 году Борисоглебский вокзал получил статус памятника истории, градостроительства и архитектуры регионального значения.
Также в комплекс железнодорожной станции входил ряд построек, из которых несколько сохранилось до наших дней и имеют статус охраняемых объектов регионального значения. Это контора железнодорожной станции конца XIX — начала ХХ века (ул. Первомайская, 108), железнодорожная баня 1873 года (ул. Первомайская, 86), казармы железнодорожных рабочих конца XIX — начала ХХ века (ул. Первомайская, 70), магазин конца XIX века (ул. Первомайская, 71), железнодорожные медицинские службы 1870 года (ул. Первомайская, 88) и комплекс из двух зданий железнодорожной больницы 1870 года — стационара и амбулатории (ул. Гагарина, 77 / ул. Пешкова, 14), контора товарной станции (ул. Первомайская, 108), техническое железнодорожное училище конца XIX века (ул. Первомайская, 66).
Последнее здание связано с именем Героя Советского Союза В. А. Середина (1917–1945): здесь он учился, позднее работал электросварщиком на Борисоглебском вагоноремонтном заводе (позднее «Борисоглебский завод химического машиностроения»). На привокзальной площади в 1961 году установлен памятник Максиму Горькому в память о его пребывании в Борисоглебске. Здесь же (ул. Первомайская, 79) расположен дом Юмашевой, в котором писатель снимал комнату.