Историческая справка о железнодорожном вокзале

Время прочтения: мин.

Московская область, г. Подольск, Вокзальная пл., д. 1а

GPS: 55.432463 , 37.565152

Открытие станции Московско-Курской железной дороги в Подольске в 1866 году и последующие усовершенствования железнодорожной инфраструктуры способствовали социально-экономическому и культурному развитию города. Железная дорога стала важным транспортным узлом, улучшив связь Подольска с другими регионами России и способствовав росту торговли и населения.

Историческая справка

17 ноября 1866 года в Подольске была открыта станция Московско-Курской железной дороги, что повлияло на развитие социально-экономической и культурной жизни города и его окрестностей. Решение о проведении железной дороги, связывающей Москву с Курском, было принято в июле 1865 года. Общее руководство строительством осуществлял военный инженер Василий Степанович Семичев.

Подрядчиками выступали инженер Тимофей Львович Садовский, владелец подмосковных каменоломен Пётр Иванович Губонин и инженер Аманд Егорович Струве, занимавшийся возведением больших металлических мостов. Строительство велось за государственные средства, при этом линия была разделена на пять участков. Регулярное пассажирское движение между Москвой и Подольском открылось в ноябре 1866 года, а завершилось строительство дороги на Курск в 1868 году.


Портрет купца I гильдии, промышленника и мецената П. И. Губонина. 1894 г.

Изначально станция в самом Подольске не планировалась: она должна была располагаться южнее города, около деревни Шепчинки. Однако по просьбам жителей было решено перенести станцию ближе к городу. Первый вокзал Подольска представлял собой небольшое деревянное здание. Рядом с ним располагалась Сенная площадь, которая после прокладки железнодорожного полотна превратилась в Привокзальную. На момент начала эксплуатации дороги оставалось много недоделок.


Подольск. Железнодорожный вокзал. 1989 г.

Многие станционные сооружения были не достроены или возведены наспех, без учёта потребностей местных жителей, так как рассматривались как временные. Требовалось усилить земляное полотно и улучшить верхние строения пути.


Для усовершенствования магистрали было создано временное строительное управление, тогда же началось обсуждение вопроса о продаже линии частному обществу. В 1871 году государство, посчитав, что эксплуатация дороги окажется неэффективной, уступило её акционерному обществу Московско-Курской железной дороги, председателем которого был промышленник Фёдор Васильевич Чижов. В частных руках дорога находилась до 1893 года. В этот период была проведена реконструкция железнодорожного пути, что позволило увеличить пропускную способность. В Подольском уезде открылись новые станции: Климовка в 1882 и Бутово в 1890 году. 


Портрет Ф. В. Чижова (1876–1877)

В 1889 году в Подольске под руководством инженера Е. Я. Скорнякова был возведён комплекс зданий железнодорожной станции, включавший сохранившийся по сей день одноэтажный каменный вокзал, две одноэтажные постройки и водоёмную башню. Кроме того, для проживания железнодорожников был построен двухэтажный дом, который в советское время был надстроен двумя этажами (Вокзальная пл., 10). В конце XIX века часть привокзальной площади и улицы, ведущей от вокзала к центру города (сегодня Революционный проспект), были вымощены камнем.


Здание вокзала на железнодорожной станции г. Подольска. 1935 г.

В 1893 году Московско-Курская железная дорога была выкуплена государством и через год объединена с Нижегородской и Муромской. С 1 января 1894 года она стала называться Московско-Курской, Нижегородской и Муромской железной дорогой, управление которой находилось в Москве. В начале XX века в Подольске для железнодорожников были построены школа и амбулатория, здания которых до наших дней не сохранились.


Митинг на станции Обираловка Московско-Курской железной дороги по случаю пуска электропоезда. 1933 г.

В 1930-е годы в Московской области была осуществлена электрификация железных дорог. Регулярное движение электропоездов между Москвой и Подольском открылось 30 июля 1939 года. 21 ноября 2019 года была запущена линия МЦД-2, которая проходит через Москву и связывает Подольск со станцией Нахабино рижского направления.


Электрификация Северной дороги. Схема реконструкции Московского железнодорожного узла

Похожие места

Железная дорога на службе промышленности

Первый поезд пришел в Лысьву в 1899 году, но до 1916 года железнодорожная ветка была тупиковой. В городе сохранился первый деревянный вокзал в стиле модерна: одноэтажное здание украшено резным декором.

Историческая справка о железнодорожной станции Невинномысская

Станция Невинномысская, первоначально деревянная, обзавелась каменным зданием вокзала в XX веке. В этом же столетии она стала ареной боевых действий — сначала в Гражданскую, а затем и в Великую Отечественную войну. Сегодня это важный транспортный узел региона.

Железная дорога и вокзал: станция Приволжской железной дороги и вокзал XIX века

Станция Приволжской железной дороги. Её вокзал в псевдорусском стиле был построен в конце XIX века. Внешний вид здания сохранился почти в первозданном виде.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!