GPS: 54.533571 , 36.278642
Железные дороги в Калужской губернии начали строить во второй половине XIX века. Они были необходимы, чтобы соорудить магистрали, которые вели бы из Черноземного центра страны и из Поволжья к портам Балтики. В июле 1869 года предприниматель Абрам Моисеевич Варшавский получил концессию на строительство Ряжско-Скопинской железной дороги. Движение по ней открыли 7 декабря 1870 года.
Вокзал в Калуге. 1890-е гг. Автор материала - kaluga_apx
К этому времени решили продолжить железнодорожную линию от Скопина в Рязанской губернии до Вязьмы. Дорога, которая должна была поддержать фабричную промышленность и стать частью пути от Оренбурга до Балтийского моря, пролегала через Калугу. В 1871 году на условиях концессии приступили к строительству первого участка от Скопина до станции Павелец, а в апреле 1873 года начали возводить здание вокзала в Калуге.
При большом стечении народа 15 декабря 1874 года торжественно открыли постоянное движение на всей протяженности Ряжско-Вяземской железной дороги. В этот день в город прибыл первый почтовый поезд из Вязьмы, проследовавший в Тулу. Архиепископ Калужский Григорий с соборным духовенством отслужили молебен в присутствии калужского губернатора Ивана Егоровича Шевича и других чиновников, после чего был праздничный обед в пассажирском зале нового просторного каменного вокзала.
С 1872 года Ряжско-Вяземской железной дорогой управляло одноименное акционерное общество, которое в 1878 году добилось учреждения Калужского технического железнодорожного училища. Первоначально учебное заведение располагалось в разрозненных зданиях, которые потом перестроили в стилистике модерна в единый двухэтажный комплекс с куполом над вестибюлем. Учебное заведение работает по сей день и находится в этом же задании по улице Вилонова, 11.
Железнодорожное техническое училище в Калуге. 1912 – 1917 гг. Автор фото – ivkhoz
В 1889 году Ряжско-Вяземскую железную дорогу выкупили в казну, и с 1890 года она стала частью Сызрано-Вяземской железной дороги с управлением в Калуге. В 1892 году при станции Калуга открылась больница на восемь кроватей для железнодорожных служащих. В 1893 году появилось железнодорожное начальное училище для детей рабочих и служащих Сызрано-Вяземской железной дороги.
Новый этап развития железнодорожного строительства ознаменовался открытием в 1899 году Данково-Смоленской железной дороги, пролегавшей по Калужской губернии через Козельск и Сухиничи, а также Московско-Брянского участка Московско-Киево-Воронежской железной дороги, который проходил недалеко от Калуги. В связи с этим решили соединить новую линию с Москвы на Брянск особой веткой с Сызрано-Вяземской железной дорогой.
Ветка прошла от Калуги до станции Тихонова Пустынь, где в том же 1899 году построили небольшое каменное здание вокзала, а далее в направлении на Брянск появился разъезд № 19 (с 1958 года — станция Калуга-2), недалеко от которого в 1906 году основали обитель в память убиенного великого князя Сергея Александровича Романова — Сергиев скит. Регулярное движение поездов до Калуги открылось в 1900 году.
Новый вокзал в Калуге. 1901 – 1917 гг. Автор фото – SnegirSpb
Новое здание ж/д вокзала в Калуге. 1901 – 1905 гг. Автор фото – ivkhoz
Пассажирские перевозки оживились, и потребовалось построить более просторный вокзал в городе. Его открыли в 1901 году, здание хорошо сохранилось по сей день (ныне — Калуга-1). В старом здании разместились железнодорожное начальное училище и городской театр, в котором актерами были рабочие и служащие железнодорожных мастерских. В советское время его значительно перестроили и переоборудовали в заводской цех, который сегодня принадлежит ООО «Электротехнический завод».
Перестроенное здание первого Железнодорожного вокзала Калуги — цех ООО «Электротехнический завод». Автор фото – kaluga_apx
Перестроенное здание первого Железнодорожного вокзала Калуги — цех ООО «Электротехнический завод». Автор фото – kaluga_apx
Перестроенное здание первого Железнодорожного вокзала Калуги — цех ООО «Электротехнический завод». Автор фото – Мария Соколова